Власть разлюбила ЕСН

| статьи | печать

Судьба единого социального налога предрешена. 3 июня 2009 г. Госдума рассмотрела и одобрила в первом чтении проект федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования». С его принятием и вступлением с 1 января 2010 г. в силу прекратит действие гла­ва 24 НК РФ, предусматривающая уплату ЕСН. Обсудим планируемые изменения законодательства и их последствия.

Надежд не оправдал

Единый социальный налог был введен в 2001 г. Инициаторы его введения гордились своим детищем, которое вписалось в новую для того времени концепцию «одного окна». Предполагалось, что ЕСН упростит процедуры фискальных платежей и контроля. А самое главное – в связи со снижением нагрузки на фонд заработной платы ожидался отказ работодателей от сокрытия выплачиваемого вознаграждения, что должно было привести к повышению наполняемости внебюджетных социальных фондов.

И действительно, уже в год введения налога впервые за долгий период был зафиксирован некоторый рост заработной платы. Впрочем, очень скоро восторги сменились скепсисом. Оказалось, что единый социальный налог не может обеспечить внебюджетные фонды необходимыми средствами. Этому негативу способствовала и легальная возможность ухода от уплаты данного налога путем применения специальных режимов налогообложения. В результате решили поставить крест на главе 24 Налогового кодекса.

Сторонники обсуждаемого законопроекта обращают внимание, что именно ЕСН привел социальное страхование к кризису, абсолютному и нарастающему дефициту внебюджетных фондов. В настоящее время государство вынуждено субсидировать социальные выплаты, что свидетельствует о нарушении принципов страхования.

«Взносный кодекс»

Именно так можно условно назвать обсуждаемый законопроект по аналогии с Налоговым кодексом. Этот объемный правовой акт будет регулировать весь комплекс отношений, связанных с исчислением и уплатой взносов в указанные выше фонды. Пойдя по такому пути, разработчики закона вынуждены воспроизвести многие положения части первой Налогового кодекса применительно к взаимоотношениям плательщиков взносов и фондов социального страхования.

Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления у плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, определяемые в законопроекте,в основном совпадают с объектом обложения единым социальным налогом и налогооблагаемой базой по данному налогу для этой категории налогоплательщиков, установленными главой 24 Налогового кодекса РФ. А размер взносов для плательщиков, не производящих указанные выплаты, предполагается определять исходя из стоимости страхового года. Такая стоимость устанавливается в отношении страховых взносов, подлежащих уплате в каждый фонд, как произведение МРОТ на начало финансового года, за который уплачивается взнос, и соответствующего тарифа.

Положения законопроекта, определяющие круг плательщиков, а также порядок исчисления и сроков уплаты страховых взносов, совпадают с нормами главы 24 НК РФ.

Особенности

В 2010 г. тарифы страховых взносов будут сохранены в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Правда, уже в 2011 г.эти тарифы будут увеличены. Так, тариф взноса в ПФР составит 26%, в ФСС России – 2,9,в фонды обязательного медицинского страхования – 2,1 и 3% соответственно.

Для плательщиков-работодателей база для начисления взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб., нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих указанную сумму, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.

Существующие сейчас льготы по уплате ЕСН на страховые взносы распространяться не будут. Таким образом, субъекты, применяющие спецрежимы, впрягутся в общую страховую лямку. В 2010 г. для них еще сохранятся тарифы взносов в действующих льготных размерах. Но с 2011 г. в отношении этих и некоторых других льготников размеры тарифов начнут повышаться.

Резонанс

Применение нового законодательства приведет к увеличению страховых выплат почти на треть – с 26 до 34% от фонда заработной платы. При этом значительное повышение фискального прессинга затронет все сектора российского бизнеса. Особенно он может отразиться на тех, кто уже привык планировать деятельность исходя из льготных условий. Такова цена попытки государства увеличить размеры страховых выплат гражданам с одновременным уходом от систематического дотирования фондов социального страхования. Поэтому реакция бизнесменов разного уровня и представителей их сообществ на предстоящую реформу была вполне предсказуемой.

Так, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин еще в феврале предлагал отложить замену единого социального налога страховыми выплатами до 2013 г. По его мнению, усиление фискальной нагрузки может заставить работодателей оптимизировать будущие потери путем увольнения сотрудников и сокращения фонда заработной платы. А это может усугубить ситуацию с безработицей, которая и без того обостряется из-за кризиса.

Такой прогноз не лишен оснований. Можно ожидать также «ренессанса» неучтенной зарплаты в сферах, связанных с постоянным оборотом наличных денежных средств. Могут возродиться и другие проявления теневой экономики.

Сторонники реформы успокаивают пессимистов, прежде всего обращая внимание на переходный период, который будет продолжаться в течение 2010 г. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что в следующем году вместо 34% бизнес будет платить 26. Предприятия сохранят за год порядка 1 трлн руб., что даст им дополнительную возможность развиваться.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева считает, что устанавливаемые размеры страховых взносов сопоставимы с аналогичными показателями ряда стран, у которых схожие пенсионные системы. Депутат назвала государства, явно не относящиеся к процветающим. Она заверила, что в настоящий момент активно обсуждается вопрос о разработке мер, которые ослабили бы налоговую нагрузку на предприятия, в том числе на предприятия малого и среднего бизнеса. Депутат считает, что подобные меры следует ввести до того, как произойдет увеличение ставки.

* * *

Конечно, проводимую реформу можно критиковать исходя из интересов бизнеса. Однако стремление нынешней власти реально улучшить систему обязательного социального страхования, несомненно, заслуживает уважения. Нельзя забывать, что Россий­ская Федерация согласно Конституции  – социальное государ­ство. А это предполагает заботу власть имущих о благосостоянии всего населения, а не только определенной его части. В данном случае важен баланс интересов всех участников социально-экономических отношений. Удастся ли государству найти такой баланс, покажет время.