В первое воскресенье после полнолуния

| статьи | печать
В первое воскресенье после полнолуния

Православные службы, совершаемые в Страстную Седмицу, дают нам картину последних дней земной жизни Иисуса: в Великий Четверг вспоминают о Тайной вечере; в Великую Пятницу – о Его Крестных Страданиях и Смерти; в Великую Субботу – о Сошествии Его в ад... Обращение к свидетельствам евангелистов, необходимое, чтобы утвердиться в этой последовательности событий, может, однако, привести неискушенного человека к недоумениям. У Матфея, Марка и Луки Тайная вечеря происходит в иудейскую пасху: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь приготовить себе пасху?» (Мф. 26, 17); «В первый же день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят ему ученики Его: где хочешь есть пасху?» (Мк. 14, 12); «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца...» (Лк. 22, 7–8). У евангелиста же Иоанна Тайная вечеря совершается накануне пасхи: «Перед праздником пасхи Иисус, зная, что пришел час Его... (Ин. 13, 1–2); «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин.18. 28); «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата перебить у них голени и снять их...» (Ин. 19. 31).

Расхождение в один день, существенное само по себе, становится еще более существенным, если рассматривать его в привязке к иудейским праздникам. В пасху, в вечернее полнолуние 14-го дня нисана (главного у иудеев лунного месяца, на первую половину которого приходится весеннее равноденствие), евреи празднуют освобождение из египетского плена, в котором находились 430 лет. С тех давних пор принято было у них закалывать в 14-й день нисана особо отобранного «агнца» и особенным образом приготавлять из него «пасху». В вечер же 14 нисана полагалось им есть пресный, бесквасный хлеб – опресноки. Сам же праздник опресноков, соединенный с пасхой, длится у евреев с 15 по 21-е число, напоминая им об их призвании быть народом «бесквасным», чуждым нравственного растления египетского.

Скажем теперь яснее о том, что может смущать и порождать споры (которых и родилось великое множество). Если свидетельства Матфея, Марка, Луки понимать буквально, то Тайная вечеря проходила вечером 14 нисана в еврейскую пасху. И при таком понимании к Тайной вечери должен был быть приготовлен ягненок, а хлеб, преломленный Иисусом, должен был быть пресным. Между тем из Евангелия от Иоанна выводится, что Тайная вечеря проходила 13 нисана и что в пятницу утром, когда Христа привели к Пилату, пасху иудеи еще не вкушали. Поэтому они и не зашли в преторию, «чтобы не оскверниться».

Вопрос о преломленном на Тайной вечере хлебе со временем превратился в один из важнейших. Проблему опресноков увязывали в Средневековье с взаимоотношениями двух Заветов – Ветхого и Нового. Считалось даже, что в этом вопросе содержится вся сумма христианской религии! Восточные иерархи были убеждены, что принимающие в Причастии вместо тела Господнего опреснок впадают в ересь, так как хлеб этот бездушен и мертв. «Кто нарушитель Господнего предания: греки или латиняне? Употребляющие в таинстве Евхаристии хлеб квасной или бесквасный?» – так ставился вопрос тогдашними богословами. Чтобы его разрешить, нужно было знать, какой хлеб «был ломим Господом на Тайной вечере» при заповедании таинства Причащения. Латиняне думали, что пресный, поскольку этот обычай господствовал у них со времен апостолов Петра и Павла. «Но Петр и Павел не в Риме только проповедовали, – справедливо возражали им на подобные доводы, – почему же тогда в других местах они не ввели в употребление пресный хлеб?»

Нельзя сказать, что разделение Церкви на Восточную и Западную на рубеже I–II тысячелетий произошло из-за хронологических расхождений в Евангелиях и что здесь исходный пункт для вековых споров, но все же существующее противоречие нельзя было обойти. Способов для его объяснения предлагалось и предлагается множество. В том числе крайних, невежественных, доказывающих необходимость исправления соответствующих мест в текстах, что в принципе недопустимо! В качестве же допустимого существует такое, например, рассуждение: во времена Христа закон субботнего покоя для евреев, вступающий в действие в пятницу вечером, был выше других. Следовательно, если 14 нисана падало на пятницу, то нельзя было в этот вечер закалывать «агнца» и празднование пасхи переносилось на предыдущий вечер, то есть на 13 нисана. При этом преданием было регламентировано именно заклание, а не вкушение «агнца». Вкушение же могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день, то есть 14 нисана. В частности, члены Синедриона могли вкушать пасху 14 нисана, но Иисус, идя на смерть, мог вкусить пасху и 13-го...

Не все согласятся с подобной версией, но и она, как все другие попытки согласовать порядок евангельских дат, основывается на том, что за истинную следует признать следующую хронологию: 13 нисана – Тайная вечеря, 14-го – Распятие и Крестные муки Иисуса, 16-го – Воскресение.  

 

Цикл Метона

Воскресение Христа – исторически первый праздник у христиан. Он праздновался уже в апостольское время в воскресные дни, освящаемые одновременно и таинством Причащения. Вероятно, круг праздников древней Церкви воскресным днем и исчерпывался, хотя христиане из иудеев продолжали праздновать и ветхозаветную субботу, пока в IV в.
им не запретили этого делать. 

Ежегодное празднование дней смерти и Воскресения Христова первоначально сводилось к посту, приходящемуся на день иудейской пасхи. В виде такого поста и существовала первоначально христианская Пасха, выступавшая как Крестная, в память страданий и смерти Христа. Со временем отношение христиан к празднику Пасхи стало меняться. Она все более стала принимать характер Пасхи радостной, Пасхи Воскресения, которая уже не могла сводиться лишь к посту в иудейскую пасху. В разных Церквах эта перемена происходила не одновременно. Тогда как в  Малой Азии христиане продолжали придерживаться 14 нисана, утверждая, что так им заповедано от апостола Иоанна, в Риме перешли на празднование Пасхи в следующее за ним воскресенье, говоря, что их обычаю положили основание апостолы Петр и Павел.

Споры о времени празднования Пасхи продолжались до I Вселенского (Никейского) собора (325 г.), принявшего римскую практику как повсеместную. Пасха должна была теперь праздноваться христианами в один и тот же воскресный день, а не как прежде вразнобой: «одни соблюдают пост, а другие совершают пиры». По выработанному в те времена правилу ее надлежало праздновать в первое воскресенье с наступлением весеннего полнолуния, в день или сразу же после весеннего равноденствия (пришедшегося во время Никейского собора на 21 марта), обязательно после еврейской пасхи. О дне празднования христианской Пасхи призвана была сообщать другим Церквам Александрийская церковь как имеющая высокий уровень астрономических познаний.

Никейский собор не устранил всех разногласий. Понятно, что теперь речь шла уже только о воскресеньях, вот только весеннее равноденствие из-за разницы в широте в Риме наступало раньше, чем в Александрии. К тому же Римская церковь использовала для расчетов другой лунный цикл и не праздновала Пасху на следующий день, если полнолуние приходилось на субботу. Пасха по этим причинам могла праздноваться в Риме совсем не в то воскресенье, на которое указывали Александрийские архиепископы, хотя усомниться в их расчетах и было трудно. На основе распределения 235 лунных месяцев длительностью 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах (так называемый цикл Метона) ими был даже составлен Вечный лунно-солнечный календарь, но и на него в Риме несильно обращали внимание.

Лишь в VI веке удалось добиться задуманного. Папа Иоанн I пригласил для составления пасхального канона монаха Дионисия Малого, а тот возьми да и примени для своих расчетов цикл Метона, вместо восьмилетнего римского. Только даты дней Пасхи он записал в месяцах не египетского, а юлианского календаря да взамен эры Диоклетиана (284 г.) принял эру от года рождения Иисуса, приравняв его (по собственным сопоставлениям) к 753 г. от основания Рима.

Календарь Дионисия Малого вполне соответствовал решениям Никейского собора. Он не был никем санкционирован, но утвердился и действовал целое тысячелетие вплоть до принятия в Риме в 1582 г. григорианского календаря с уточненной длиной года 365,2425 дня. Русская Православная Церковь использует его и сегодня, несмотря на меньшую точность: юлианский календарь с длиной года в 365,25 дня «убегает» от дня равноденствия на 1 день за 128 лет, а григорианский – за 3300. К сегодняшнему дню сдвиг составляет уже 13 дней. В 2100 г. нужно будет прибавлять 14, и Рождество мы должны будем праздновать уже не 7, а 8 января! Кроме того, из-за неточности и 19-летнего цикла, используемого в Вечном календаре, действительные фазы Луны по отношению к календарным отстают на сутки каждые 310 лет. По этой причине день Пасхи может прийтись не на первое, а на второе воскресенье после астрономического полнолуния, но для Русской Церкви более важны не сверенные с солнцем и звездами даты, а вытекающий из евангелий порядок следования событий. Совпадение христианской Пасхи с еврейской – вещь в этом смысле недопустимая, но возможная, если пользоваться григорианским календарем, вернувшим за счет пропуска набежавших лишних 10 (к 1582 г.) дней весеннее равноденствие на его законное для 325 года место – 14 нисана (21 марта). 

Повелевший считать для Западной Церкви 5 октября 1582 г. сразу 15 октября, Папа Григорий XIII захотел, чтобы его реформу одобрила и Восточная Церковь. К Вселенскому патриарху было направлено посольство с дарами, но в Константино-поле новый календарь был отвергнут как не соответствующий каноническим правилам. Стойкости в отстаивании подобной позиции Вселенскому патриархату хватило до 20-х гг. прошлого столетия. В течение нескольких десятилетий затем большинство православных поместных церквей (кроме Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и афонских монастырей) приняло новый стиль. Формально переход был осуществлен не на григорианский, а на новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским вплоть до 2800 г.

 

Формула Гаусса

Использование григорианского и новоюлианского календарей развело даты Пасхи в разных Церквах, но сам порядок ее вычисления не претерпел существенных изменений. К древнему правилу сделаны сегодня некоторые уточнения, не затрагивающие, впрочем, его существа. Мы не станем в них углубляться, а скажем только, как самим вычислить дату Пасхи, воспользовавшись простенькими формулами, которые оставил нам немецкий математик K. Гаусс. Обозначим буквами: а – остаток от деления числа года на 19; в – остаток от деления числа года на 4; с – остаток от деления числа года на 7; d – остаток от деления на 30 выражения 19а + 15; е – остаток от деления на 7 выражения 2в + 4с +6d + 6.

Найденные значения d и е будут использованы для определения даты Пасхи. Если выражение d + е будет меньше числа 9, то Пасха будет в марте по старому стилю, а ее день определится как сумма: 22 + d + е. Если же d + е больше 9, Пасха будет апрельской, а датой ее празднования станет день: d + е – 9. Чтобы от исчисленной по старому стилю даты перейти к действующему у нас светскому календарю, необходимо к рассчитанному числу прибавить 13.

Проверим истинность формул для 2009 г. Остаток от деления 2009 на 19 будет равен 14. Следовательно, а = 14.

Остаток от деления 2009 на 4 будет равен 1; отсюда в = 1. Остаток от деления 2009 на 7 будет равен 0; отсюда с = 0. Остаток от деления (19 а +15) на 30, или (19 x 14 + 15) : 30, или 281 : 30 будет равен 11; следовательно, d = 11. Остаток от деления числа (2 х 1 + 4 х х 0 + 6 х 11 + 6) на 7 или 74 : 7 будет равен 4; следовательно, е = 4.

Определяем день Пасхи по юлианскому календарю: d + e – 9, или 11 + 4 – 9 = 6, что по светскому календарю соответствует 19  апреля (плюс 13 дней). Для 2010 г.: а = 15; в = 2; с = 1; остаток от деления (19 х 15 + 15) на 30 равен 0, то есть d = 0, и остаток от деления (2 х 2 + 4 х 1 + 6 х 0 + 6) на 7 тоже равен 0, следовательно, и е = 0. Определяем дату Пасхи на 2010 г.: 22 + 0 + 0 = 22 марта, или по григорианскому календарю – 4 апреля!

Простенькие, как видим, расчеты, а какой приятный результат. Пасха в следующем году наступит заметно раньше, чем в нынешнем. Может быть, к тому времени и кризис закончится?!

Христос воскресе!