Экспорт минтая можно наращивать

| статьи | печать
Экспорт минтая можно наращивать

В «ЭЖ» № 11 мы рассказали, какие меры принимает государство для насыщения внутреннего рынка рыбой и рыбопродукцией. Судя по отраслевым показателям, есть положительные подвижки в решении этой задачи. Но сами рыбаки считают, что государственные меры надо срочно корректировать. По этому поводу высказывается президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

Сейчас достигнут предел насыщения нашего внутреннего рынка, большее количество минтая он не в состоянии «переварить». У России появился шанс вырваться вперед и занять лидирующие позиции на мировом рынке минтая. Мы готовы к прорыву. Но необходима поддержка государства, в первую очередь в нормативно-правовой сфере.

Развитие российской рыбохозяйственной отрасли во многом связано с тем, на­сколь­ко успешен про­мысел мин­тая. Это один из ключевых водных биоресурсов, особенно в Дальневосточном регионе.

В 2009 г. только в Охотском море планируется выловить 869 тыс. т минтая, а всего около 1300 тыс. т. Для сравнения: в 2008 г. вылов минтая в Дальневосточном бассейне составил 1287 тыс. т.

Сырьевая база российского рыбохозяйственного комплекса позволяет и далее увеличивать объем добычи. Но у российского внутреннего рынка серьезные инфраструктурные и административные ограничения, сдерживающие его наполнение собственной продукцией и не позволяющие воспользоваться преимуществами запасов минтая.

Во-первых, неэффективны дистрибуционные каналы. Той перегрузочной и склад­ской (холодильной) инфраструктуры, которая сегодня имеется в российских портах, недостаточно для единовременного хранения запасов добытых водных биоресурсов. Совокупный объем складов-холодильников на Дальнем Востоке оценивается всего в 150 тыс. т.

Во-вторых, высоки транспортные и логистические издержки. Расходы на хранение, погрузку-разгрузку и перевозку рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы России составляют около 10 тыс. руб. на одну тонну продукции. Избыточная «длина» каналов сбыта превращает недорогую дальневосточную рыбу в неконкурентоспособный товар, стоимость которого становится выше импортной продукции. Стоимость мороженого минтая с борта во Владивостоке – 45 руб. за килограмм, оптовая цена в Москве доходит до 70 руб., а розничная уже приблизилась к 100 руб. за килограмм.

Доступ продукции на внутренний рынок осложнен и административными барье­ра­­ми. Деятельность рыболов­ных ком­паний сегодня контролируют 32 ведомства, которые вы­дают более 500 различных документов, актов, сертификатов и свидетельств. Выполнение этих требований, зачастую дублирующих друг друга, калькулируется в конечной стоимости продукции, что снижает привлекательность российской продукции у конечного потребителя.

Тем не менее поставки минтая на внутренний рынок в последние несколько лет стабильно увеличивались. В 2006 г. они составили 209 тыс. т сырца (20,6% общего улова), в 2007 г. – 362 тыс. т (30% общего улова), в 2008 г. – 400 тыс. т (30% общего улова).

С учетом планов Правительства РФ по удвоению за десять лет объемов вылова водных биологических ресурсов (с 3400 тыс. т в 2008 г. до 6500 тыс. т в 2020 г.) единственным выходом из создавшейся ситуации является развитие экспорта излишков рыбопродукции в целом и минтая в частности.

Долгосрочные экспортные поставки нередко являются единственными источниками финансирования промысла, модернизации и ремонта флота. У российских рыбопромышленных компаний сегодня неплохие позиции на европейском рынке рыбного филе. Например, около 15% европейского рынка филе минтая приходится на российскую продукцию.

Общая конъюнктура на мировом рынке открывает значительные перспективы для российских экспортеров и переработчиков. Поэтому необходимо диверсифицировать структуру экспорта, наращивать на внешние рынки поставки продукции глубокой переработки и концентрировать внимание на перспективных для российских производителей нишах. Прежде всего это судовое производство высококачественной продукции для премиальных рынков. Например, премиальное филе минтая морской заморозки производится только на российских и американских судах, филе второй заморозки поставляет Китай. Но конкурировать с китайцами в береговом производстве и поставках филе минтая второй заморозки экономически неэффективно.

Опережающая динамика роста поставок на внутренний рынок свидетельствует о сдержанном росте поставок продукции на экспорт. Так, в 2008 г. поставки минтая на экспорт возросли на 6% – с 849 тыс. до 900,9 тыс. т сырца. По итогам 2008 г. произошло снижение экспортных поставок продукции из минтая примерно до 500 тыс. т. Это обусловлено в первую очередь снижением поставок мороженой продукции (минтая б/г и н/р) как основного продукта экспорта.

Минтай б/г преимущественно поставляется в Китай, где сырье перерабатывается и в виде филе минтая вторичной заморозки поставляется в США, Европу и Россию. Минтай н/р на 99% поставляется в Республику Корею для внутреннего потребления.

Филе минтая российского производства – это высококачественный продукт морской заморозки, преимущественно поставляется на европейский рынок (основные потребители – Германия и Франция). Основным потребителем икры минтая является Япония. Оценочно около 90% икры поставляется на этот рынок напрямую транзитом через другие страны (через холодильную инфраструктуру и аукционы Пусана) в переработанном виде.

Немаловажно, что промысел минтая в зоне США в сезон 2009 г., начавшийся 20 января, стал самым неудачным для американцев за последние годы. Улов во всех районах промысла сократился примерно в три раза по сравнению с 2008 г. В улове уменьшилось количество наиболее ценного для рыбаков средневозрастного минтая и увеличилась доля самой старшевозрастной и неполовозрелой – мелкой рыбы. Ситуация также осложнена большим приловом чавычи (тихоокеанского лосося), в связи с чем может быть закрыт один из важнейших районов промысла.

Возможность увеличения экспортных поставок минтая чрезвычайно важна для российских рыбопромышленных предприятий, и ее нужно использовать. Экспорт – основной источник поступления финансовых ресурсов для отрасли. Внутренний рынок, безусловно, очень важен, но он не способен принять такое количество минтая.

Важнейшей задачей, которую сейчас решают российские «минтайщики», является увеличение объемов продукции с высокой добавленной стоимостью. Не секрет, что чем больше глубина переработки, тем выше прибыль. В 2008 г. предприятия Ассоциации добытчиков минтая инвестировали 1,5 млрд руб., что составляет половину всех инвестиций в российское рыболовство в прошлом году.

Экспорт продукции глубокой переработки на перспективных сегментах внешнего рынка не повредит наполненности внутреннего рынка, но позволит российским производителям занять внешние рынки и обеспечить стабильные финансовые источники. Если эти планы удастся реализовать, то Россия имеет все шансы стать лидером на мировом рынке минтая.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Редакция «ЭЖ» связалась с Федеральным агентством по рыболовству, с которым фактически и полемизирует Г. Зверев, чтобы узнать доводы оппонента.

Но вопрос о позиции ведомства почему-то вызвал негодование у руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева: «Мы не хотим комментировать эту тему. У нас особое отношение к Ассоциации добытчиков минтая. Они должны добывать рыбу и пусть этим занимаются. Федеральное агентство по рыболовству прежде всего озабочено тем, чтобы насытился внутренний рынок. Других комментариев не будет».