Правительство не решается сбросить балласт

| статьи | печать

Лучшие вузы просят «убить» худших, а деньги поделить между оставшимися.

Эксперты критикуют позицию правительства избегать во время кризиса естественных потерь среди аутсайдеров, будь то промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения или образовательные заведения.

Экономическая ситуация заставляет граждан пересматривать планы на будущее. Под влиянием кризиса происходит резкая перестройка рынка труда, в том числе меняется привлекательность различных специальностей. По словам экспертов ГУ‑ВШЭ, это приведет к тому, что дети и их родители не смогут сориентироваться при выборе образовательной стратегии. Если кризис затянется на длительный период, выбрать профессию станет еще сложнее. От этого пострадают и вузы, и молодежь.

Выделенные бюджетные средства на образование пока сокращены на 15%. Но если кризис продолжится в 2011 г., секвестру будет подвержено уже 20% федеральных субсидий регионам на образовательную политику. Одновременно на 20% сократятся оплата обучения и сопутствующих услуг в дошкольном и школьном образовании и доходы вузов от реализации основных образовательных программ, на 25% уменьшится спрос населения на услуги дополнительного образования, а спрос на НИОКР сократится вдвое.

«Падение спроса на образование вызовет нарастание качественного отставания науки и образования в РФ от других стран БРИК в следующем десятилетии», – сказал на круглом столе по вопросам образования ректор ГУ‑ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он считает, что правительство могло бы помочь делу, направив усилия на сокращение числа плохих вузов. По оценкам экспертов, около трети российских высших учебных заведений – просто «фабрики по производству дипломов». Однако, как сообщил Я. Кузьминов, в Рособрнадзоре решено планы по борьбе с откровенно слабыми вузами заморозить, чтобы не увеличивать социальное напряжение в период кризиса. Эта популистская мера не приведет наше образование ни к чему хорошему. Антикризисные программы для 1 млн человек, нуждающихся в профессиональной переподготовке, требуют финансирования. Преподавательский состав и так с трудом удерживается лучшими вузами: эмиграция в ученой среде очень высока. Поэтому, считают аналитики, деньги, выделяемые бюджетом на образование, следует распределять между лучшими вузами, а слабые лучше «утопить» сразу, чтобы не мучились сами и не выпускали на рынок труда балласт.