Ресурс бизнес-образования в российской деловой среде

| статьи | печать
Ресурс бизнес-образования в российской деловой среде

Несмотря на быстрое развитие отечественного рынка бизнес-образования, недостаток высококвалифицированных менеджеров называют одной из проблем развития экономики, препятствующих повышению ее конкурентоспособности и инновационности. Отечественному бизнес-образованию всего 20 лет, в то время как зарубежному – 100 лет. Но дело не только в этом...

Окончив обучение в школах, колледжах, техникумах, вузах, россияне получают и дополнительное образование, в том числе и MBA. К тому же все больше работодателей у нас в стране обращают внимание на диплом MBA. Возможно, это результат того, что выпускники на практике доказывают свои управленческие навыки.

На рынке бизнес-образования отечественные бизнес-школы, соперничающие с западными. Сегодня они предлагают более 100 программ МВА, ежегодно диплом МВА получают от 3 тыс. до 5–6 тыс. чел. В книжных магазинах можно купить специальные справочники по дополнительному профессиональному обучению, регулярно проводятся специализированные выставки, посвященные бизнес-образованию. На них можно поближе ознакомиться с конкретной бизнес-школой, ее программами, пообщаться с выпускниками, но прямое сравнение с западными образцами не в нашу пользу. Большинство экспертов отмечают, что проблема нашего бизнес-образования обусловлена невысоким качеством предоставляемых услуг (содержание программ МВА, недостаток высококвалифицированных преподавателей), уровнем подготовки, платежеспособностью и удовлетворенностью слушателей.

Неразвитость отечественной системы бизнес-образования во многом объясняется слабой законодательной базой. Пока существуют лишь государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of business administration (MBA)». В них прописаны общая характеристика программы MBA, требования к ее содержанию, условия реализации и типовая структура.

Аналитики считают, что необходимо осмыслить закономерности развития российского бизнес-образования в русле общемировых тенденций, включая превращение образования в важное конкурентное преимущество индивидов и национальных экономик, а также значение его практической направленности и др.

По мнению Марины Шабановой, профессора кафедры социально-экономических систем и социальной политики факультета экономики ГУ-ВШЭ, бизнес-образование призвано отвечать потребностям практики и на платной основе помогать тем, кто уже имеет опыт в бизнесе, добиваться еще большего делового успеха в той же бизнес-среде.

По данным опроса слушателей программ МВА АНХ при Правительстве Российской Федерации, их условно можно разделить на три группы.

Две первые олицетворяют новое (не старше 35 лет) поколение предпринимателей и менеджеров. В первую входят лица, пришедшие в бизнес в 90-е гг., в период первоначального накопления капитала и борьбы без правил. Вторую представляют те, кто пришел в бизнес после дефолта 1998 г., когда актуализировались эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

Третью группу деловых людей (средний возраст 41 год) можно рассматривать как важный индикатор изменений в российской деловой среде, росте профессионализации делового сообщества.

Результаты исследования показали, как каждая группа в свое время повлияла на современную систему бизнес-образования.

С приходом на рынок бизнес-образования молодых предпринимателей возрастает спрос на дифференциацию образовательных услуг и сегментацию их потребителей.

Возросла доля слушателей с базовым экономическим образованием и меньшим стажем работы. Значение практической составляющей программ увеличилось, а спрос на знание экономической теории снизился.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of business administration (MBA)» обучение по программе МВА должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели.

Не менее 60% из тех, кто участвует в реализации циклов «Научные основы бизнеса и менеджмента» и «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента», должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет.

К преподаванию цикла «Специальные дисциплины» должны преимущественно привлекаться руководители и специалисты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или же опыт научных исследований и разработок в данной предметной сфере.

 

Развитие бизнес-образования, по мнению участников X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, во многом зависит от самих слушателей. Они формируют требования к своему обучению.

В то же время система бизнес-образования не только реагирует на вызовы деловой среды и сообщества. Через изменение профессионального потенциала выпускников она воздействует на окружающую деловую среду, способствует определенным сдвигам в ней.

Важно участвовать в развитии отечественного бизнес-образования, чтобы полноценно конкурировать с западными школами. Не стоит ждать объективного сравнения еще 80 лет.

 

АВТОРИТЕТНЫЕ МНЕНИЯ

 

Фокусировка на специальности

Сергей Филонович, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, декан Высшей школы менеджмента 

Если речь идет о получении квалификации менеджера, правильнее идти не на второе высшее, а в бизнес-школу. Ее программы сфокусированы на специальности, и в учебном плане отсутствуют предметы типа основы естествознания. Чтобы работать, к примеру, руководителем страховой компании, нужно иметь либо финансовое, либо юридическое образование. Поэтому получение второго высшего образования (если первое – непрофильное) неизбежно.

 

Польза для жизни и работы

Андрей Молчанов, заместитель директора Департамента стратегических продаж ООО «ТД «Ункомтех» 

Я выбирал школу исходя из ее рейтинга, состава преподавателей и удобного графика учебы. Сейчас уже заканчиваю обучение по программе МВА, специализация «Общий менеджмент». Большое количество спецкурсов было посвящено грамотному общению, психологии, планированию карьеры, управлению личным временем, то есть тому, что нужно всем независимо от профессии. Бизнес-образование внесло изменения и в работу, и в жизнь. Я стал более уверенно себя чувствовать. Общение с интересными людьми развивает деловой кругозор, помогает в работе.