Как русский пупс китайцев перепугал

| статьи | печать

Финансовый кризис вселил надежду в российских производителей игрушек. Не о вытеснении с рынка китайских товаров идет речь (составить конкуренцию куклам из Юго-Восточной Азии наши товары для детей не могут), а о госпомощи и, главное, о создании нового профильного министерства или ведомства по управлению отраслью.

Оборот российского рынка игрушек в 2008 г. составил около 48,1 млрд руб. (по данным компании «Экспресс-Обзор»). Основная часть детских товаров поступала к нам из Китая, и лишь 12% производилось на отечественных предприятиях. Но кри­зис серьезно сказался на экспорт­ных показателях Китая. Так, в январе этого года общий объем экспорта игрушек из КНР сократился на 7,7% и составил 1,138 млрд единиц, что в стоимостном выражении почти 540 млн долл. (на 14,7% меньше, чем в первом месяце 2008 г.). В том числе экспорт в Россию снизился на 46,2% и составил 7,23 млн. единиц. Это почти 10 млн долл. (на 39% меньше, чем в январе 2008 г.).

Кажется, у российских «игрушечников» наконец появилась возможность потеснить китайских производителей.

«Теоретически девальвация национальной валюты и соответственно рост цен на импортные товары могут положительно повлиять на конкурентоспособность российских производителей, — заметил в беседе с корреспондентом «ЭЖ» аналитик компании «ФИНАМ» Максим Клягин. — Поэтому есть вероятность, что на фоне удорожания импорта российские игроки смогут несколько увеличить собственную долю. Рынок игрушек в данном случае не исключение».

По мнению эксперта, в большей степени импортозамещение возможно в низкотехнологичных сегментах, то есть в простых игрушках, производство которых не требует существенных дополнительных вложений. Положительно оценивает шансы отечественных «игрушечников» и директор компании MARCS Алексей Мокров: «В краткосрочной перспективе у российских производителей появилась возможность увеличить свою долю рынка до 20—25%». Но они не используют такую возможность. Отечественные производители объясняют это низким уровнем доступности заемных средств, ростом стоимости обслуживания задолженности и снижением платежеспособного спроса.

Как показало исследование, проведенное MARCS, по итогам 2-го полугодия 2008 г. объем продаж детских игрушек в денежном выражении снизился примерно на 10% (в натуральном выражении спад — не менее 20%). Основная причина падения спроса — рост цен, который за последние полгода по разным товарным группам составил от 20 до 50%. По прогнозам экспертов, снижение покупательной способности населения приведет к тому, что в ближайшее время 10—15% семей полностью откажутся от покупки игрушек, а еще 27% будут искать более дешевую продукцию.

Для увеличения своей доли рынка российским производителям надо «подтянуть» ассортимент и качество, сохранив ценовое преимущество относительно импорта на 25—30%. По словам Евгения Колесова, генерального директора компании Optim Consult, российская продукция, как правило, создается без учета пожеланий рынка. Россияне с большей охотой приобретают иностранную продукцию, потому что выбор игрушек российского производства фактически отсутствует. Наши фабрики продолжают выпускать продукцию, которая пользовалась спросом 30 лет назад, например безликих пупсов. Китайцы лучше приспосабливаются к рыночному спросу. Иначе говоря, у отечественных производителей нет идей.

Когда-то один недалекий американский парень придумал хулахуп (обруч) и стал миллионером. В России то ли выдумщиков таких нет, то ли им дороги в бизнес закрыты. В результате происходят истории, рассказанные корреспонденту «ЭЖ» Е. Колесовым.

Как-то Е. Колесов вместе с генеральным директором одного из подмосковных предприятий привез на завод в КНР образцы российских игрушек. Китайцы были поражены. Они, смеясь, носили нашу куклу из кабинета в кабинет и пугали друг друга. Представители фабрики сообщили, что не смогут сделать такую игрушку, поскольку у них нет ни дешевого сырья, ни древних технологий производства. А главное — за время, которое придется потратить на создание нашего «монстра», они сделают три десятка Барби.

А вот мягкую игрушку, которую российские предприниматели привезли с выставки в США, китайцы смогли воспроизвести за три часа. При этом копия практически не отличалась от оригинала. В России же, чтобы сделать нечто подобное, потребуется несколько дней, а то и недель, в том числе на оформление документов и составление карты образца.

Отечественным предприятиям легче (менее затратно) заказывать продукцию в КНР, чем осваивать собственное производство, разрабатывая и внедряя новые технологии. Поэтому российские фабрики и настраиваются под одного пупса, который выпускается десятилетиями. Ни у одного отечественного завода нет узнаваемого бренда. В результате, хотя объемы импорта китайских игрушек в Россию падают, спрос на продукцию местных производителей не увеличивается.

Между тем, по данным Национальной ассоциации игрушечников России, в настоящее время в стране действует около 650 предприятий, ориентированных на производство игрушек, 20 из них считаются крупнейшими. Данные о работниках, задействованных в производстве игрушек, профессиональная организация нам представить не смогла, объяснив, что процесс производства распылен по различным отраслям (деревообработка, пластмасса и т.д).

Итак, не имея ни точной статистики о положении дел в отрасли, ни свежих идей, Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) занялась более важным делом. Она разработала экстренный антикризисный план, который, в частности, содержит предложения о формировании новой программы по поддержке отечественной индустрии детских товаров, инициированию работы по актуализации индустриальных стандартов (ОКВЭД, ТН ВЭД, СанПиН) и введению «налоговых каникул» для предприятий отрасли.

Проще говоря, нужны деньги и льготы. Нашлись инициативные люди, которые решили срочно создать на бумаге игрушечную отрасль, чтобы для нее попробовать получить госпомощь.

«Правительство сейчас предпринимает меры для поддержки реального сектора экономики. Задача министерств — проанализировать все ими курируемые отрасли. Однако наша отрасль не относится ни к одному ведомству. Мы даже получали предложение отнести наши игрушки к ремеслам», — сетует Антонина Цицулина, президент АИДТ.

Производители игрушек всерьез считают, что в аппарате госу­дар­ственного управления дол­жно появиться отдель­ное струк­турное подразделение, в ком­петенцию которого войдут выработка подходов и реализация государственной политики в области сохранения отрасли детских товаров и игровой продукции.

Что ж, еще одно министерство или ведомство предоставит работу сотням или тысячам чиновников. А в ожидании грядущих побед можно покупать китайские игрушки.