Государство спасает завод в Тольятти

| статьи | печать

Российский автогигант получает очередную порцию финансовой госпомощи: 25 млрд руб. — до 10 мая, еще 90 млрд руб. — чуть позже. Об этом в Тольятти объявил премьер Владимир Путин. Эксперты делают ставки, как скоро завод проглотит выделенную сумму и протянет руку за следующей порцией.

 

Предыдущий год АВ ТО ВА З завершил с чистым убытком 6,2 млрд руб. Общая сумма долга перед кредиторами и поставщиками сегодня составляет 44 млрд руб., капитализация предприятия — всего 10,96 млрд руб. Но руководство АВ ТО ВА За настаивает на особом к себе отношении, угрожая социальным взрывом в регионе в случае банкротства. Правительство идет ему навстречу: до 10 мая 25 млрд должны оказаться на счетах «Ростехнологии» (владельца 25% акций АВ ТО ВА За). Госкорпорация передаст их заводу в виде беспроцентной ссуды на год. Предусмотрена возможность продлить сроки займа. «Ростехнологии» вовсе не обязаны возвращать деньги в бюджет.

Эксперты сомневаются в возврате займа без реструктуризации бизнес-процессов и смены менеджмента. Прогнозируемый спад спроса на автомобили в 2009 г. составит 60%. Склады волжского завода уже заполнены продукцией.

Долг АВ ТО ВА За, судя по всему, в итоге будет списан. Такой прогноз сделал в беседе с корреспондентом «ЭЖ» Вячеслав Лысаков, председатель Координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член Экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ.

Кроме ссуды в 25 млрд в ближайшее время АВ ТО ВА З и его акционеры должны подписать со Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком меморандум о привлечении финансирования на инвестпрограмму автопроизводства более чем на 90 млрд руб. Программа ориентирована на создание новых автомобилей на платформах, выкупленных летом у Renault за 220 млн евро. Руководство автоконцерна уверяет, что новая линейка спасет предприятие. Эта уверенность в завтрашнем дне настолько велика, отмечают эксперты, что АВ ТО ВА З недавно решил израсходовать 4,5 млн евро на взнос за участие в чемпионате мира по кузовным гонкам в Бразилии.

А вот по подсчетам В. Лысакова, чтобы рассчитаться с долгами с учетом снижающейся из года в год прибыли, АВ ТО ВА Зу теоретически потребуется не менее десяти лет. «Вообще судьба завода была решена, когда Минпромторг согласился на развитие у нас западного сборочного производства, — говорит В. Лысаков. — Он ни при каких обстоятельствах не выдержал бы конкуренции. ВАЗ отстал навсегда, и вряд ли его можно реанимировать».

Справка

На АВТОВАЗе трудится более 103 тыс. человек из 700-тысячного населения Тольятти.

Средний уровень заработной платы составляет примерно 19 тыс. руб. (без учета социально­го пакета). Социальные обязательства работодателя — 3,9 млрд руб. в год.

В цепочке смежного производства и поставщиков по раз­ным подсчетам задействовано от 800 тыс. до 1,5 млн человек.