Шишки лобового столкновения

На 14—15% в 2007 году вырастут тарифы на услуги ЖКХ
| статьи | печать

По статистике затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг в развитых странах занимают четверть от всех остальных расходов. Это значительная часть личного бюджета, но никто ни в Европе, ни в Америке не пытается спорить с подобным положением дел. Люди платят за качество. А за что платим мы? Почему ежегодное удорожание коммунальных услуг не приводит к повышению их уровня и что в этой связи предпринимает государство? На эти вопросы попытались ответить специалисты Министерства регионального развития РФ на Всероссийском селекторном совещании по проблемам отрасли.

Жилищно-коммунальное хозяйство — один из сложнейших участков инфраструктурной реформы, проводимой сейчас в России. В нем, по словам директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона Ремира Мукумова, лоб в лоб столкнулись рыночные и административные подходы в управлении и порой трудно найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. Неудовлетворительный опыт 10-летних преобразований (цены растут, качество — нет) заставляет чиновников менять подходы к реформированию. Да и бюджетных денег выделяется много (десятки миллиардов рублей ежегодно), а результатов страна пока не ощутила.

Анализ ситуации показывает, что развитию жилищно-коммунального хозяйства мешают:

  • административные барьеры со стороны органов местного самоуправления. С ними тяжело бороться, так как на рынке не хватает предложения от частных компаний;
  • растущая аварийность на фоне морально-технического износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства идут на сезонное латание дыр;
  • значительные потери коммунальных ресурсов (воды, тепла, электричества, газа) при отсутствии ресурсосберегающих технологий.

Для устранения этих проблем Минрегион предлагает 4 направления преобразований:

Во-первых, предусматривается повышение инициативы собственников жилья.

Прогноз экспертов о том, что при росте оплаты коммунальных услуг их качество улучшится автоматически, мягко говоря, не оправдался. Цены растут, а уровень обслуживания нет. В чем причина? Проектировщики реформы считают, что в нерасторопности местных властей. Ведь, хотя по новому Жилищному кодексу за содержание многоквартирного дома отвечают собственники квартир, а не органы местного самоуправления, на деле все происходит наоборот. Жильцы в большинстве своем не желают брать на себя обязательства по содержанию дома, так как образование товарищества собственников жилья подразумевает не только выбор управляющей компании (предоставляющей коммунальные услуги), но и проведение (в соответствии с нормативами) капитального ремонта за счет личных средств жильцов. Согласитесь, дело это хлопотное и совсем неблагодарное, учитывая, в какую копеечку оно выльется для собственников квартир.

При этом чиновники еще грозятся установить административные механизмы воздействия на жильцов за ненадлежащее содержание своих домов. Получается полный нонсенс — хотим развить личную инициативу, но в то же время бьем по рукам и кошелькам граждан...

В таких условиях естественно, что все функции по организации жилищно-коммунального хозяйства выполняют органы местного самоуправления. Кстати, федеральные чиновники не скрывают, что для муниципалов — это хорошая кормушка, ведь средства населения идут мимо бюджета и их целевое использование не проверяется.

Чтобы ликвидировать возникший дисбаланс, Минрегион с 1 января 2007 г. вводит для органов местного самоуправленияобязательность проведения конкурсов по выбору управляющих организаций в домах, жители которых не определили способ управления. Видимо, в надежде на то, что в соответствии с их распоряжением количество частных компаний, то есть предложение на рынке, резко возрастет и властям будет из чего выбрать.

Исходя из этой логики формируется второе направление реформы — создание условий для прихода в ЖКХ частных инвесторов. Для этого министерство предлагает ликвидировать МУПы и ФГУПы и усилить контроль над муниципалитетами, дабы они быстрее переходили на договорные отношения с частным бизнесом.

Кроме того, в будущем предусматривается замена натуральных льгот адресными денежными выплатами для повышения прозрачности движения денежных средств между населением, муниципалами и бизнесом.

Третье направление — государственно-частное партнерство. За счет госбюджета реформаторы планируют провести инвентаризацию активов ЖКХ и зарегистрировать права собственности муниципальной власти на все объекты инфраструктуры, а затем передать их в долгосрочную аренду частным управляющим компаниям (по договору концессии). В этой связи встает вопрос о сроках окупаемости бизнес-проектов, ведь понятно, что средства населения не покроют величину вложений инвесторов в ветхие коммуникации. Здесь по логике реформаторов государство должно разделить риски с инвесторами и гарантировать компаниям окупаемость проектов. Для этого чиновники министерства хотят создать специализированную госструктуру для унификации требований и предоставления гарантий по заимствованиям на модернизацию коммунальных объектов — коммунальный гарантийный фонд.

В рамках четвертого направления преобразований предусматривается переход от ежегодного установления тарифов на коммунальные услуги к долгосрочным тарифным планам. Муниципальные власти в соответствии с заключенными концессионными соглашениями будут определять тарифы на 3—5 лет. А проверять их адекватность станет госрегулятор путем мониторинга ситуации и анализа соответствия затрачиваемых ресурсов поставленной цели.

В итоге, возможно, уже через несколько лет улицы и подъезды домов будут чистыми и светлыми, батареи — горячими, а люди — довольными.

Индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги

(декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах, 1995 г. — в разах)

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

В целом 4,9 142,6 156,8 148,8 128,7 123,5 132,7

жилищные 3,8 138,6 166,7 151,1 131,4 129,1 136,1

коммунальные 5,2 144,7 153,8 148,3 127,7 120,9 131,5

ИСТОЧНИК: РОССТАТ.

Справка

В текущем году, по статистическим данным, повышение стоимости ЖКУ составило 20%, а в ближайшие 3 года, по прогнозам МЭРТ, рост тарифов продолжится: в 2007 году — на 14—15% (но не более 18), в 2008 году — на 10—12, в 2009 году — на 10—11 %.