Все не черствеет…

20 лет справляет «индекс Биг-Мака» как упрощенная версия теории курса валют
| статьи | печать

Вообще-то он порядком поднадоел, этот «индекс Биг-Мака». Однако 20 лет — возраст все же уважительный. Да и любопытно сравнить, что изменилось за год с последней в «ЭЖ» публикации об этом американском гамбургере, используемом в качестве оценки верности курса нашего рубля к доллару.

Возможно, не все читатели знают, о чем идет речь: при чем здесь еда и курсовые соотношения? Поясним еще раз. Два десятка лет назад в авторитетном британском журнале «The Economist» вполушутку для пущей простоты и быстроты оценки «веса» национальной валюты той или иной страны сподобились ввести в оборот так называемый «индекс Биг-Мака». С тех пор, как говорится, пошло-поехало. Индекс широко прижился по всему миру, хотя сами его создатели многократно предупреждали, что пользоваться им надо бы с немалой долей скепсиса, поскольку его простота не заменяет точность вычислений.

Дело в том, что паритет покупательной способности (ППС) между валютами специалисты рассчитывают по потребительской корзине, в которую включают свыше трех тысяч товаров. А тут нате вам, «ешьте» — всего один гамбургер. И вообще, почему именно Биг-Мак, а не, скажем, наш расстегай?

К сожалению для патриотически настроенных россиян, расстегай даже на родине днем с огнем не сыскать, а вот пищеблоки «Макдоналдса» раскиданы по 120 странам, так что их гамбургер представлен в большинстве государств мира. Ему приоритет и отдан.

Понятно, что для прогнозов колебания валютных курсов этот индекс, мягко говоря, не предназначен. Однако при всей своей полусерьезности он за годы существования доказал, что вполне годится для быстрого и довольно точного выяснения, насколько недооценена или переоценена валюта какой-нибудь страны по отношению к американскому доллару. Ну, нас-то волнует, конечно, состояние рубля, на него и посмотрим.

Многим, думается, доводилось слышать мнение некоторых отечественных экспертов, что реальный курс рубля сильно занижен и на самом деле доллар должен стоить около 15 рублей за «штуку», а не 26 с копейками, как сейчас в обменниках. И чем тут крыть, если американский Биг-Мак полностью на стороне российской точки зрения? Более того, год назад ППС по этому гамбургеру показывал 13,7рубля за доллар, то есть к тогдашнему курсу недооценка рубля составляла 52%, а, кстати, в 2002-м наша валюта была недооценена и вовсе на 70%. По расчетам «The Economist», в мае этого года покупательный паритет «по гамбургеровскому счету» был на уровне 15,5рубля за доллар при недооцененности рубля на 43% (см. табл.).

Несомненно, можно и нужно выражать скепсис относительно таких курсов, но обратите внимание, что тенденция на укрепление рубля прослеживается четко. О том же, что наша национальная валюта постоянно крепнет, да еще и слишком быстро, регулярно и с грустью докладывают экономические ведомства страны. Так что как индикатор курсовых тенденций «индекс Биг-Мака» себя вполне оправдывает. А нужен ли нам сегодня доллар за 15 рублей — это вопрос высоких экономических материй. Президент с Правительством не зря встревожены быстрым укреплением рубля.

Короче, если вы заскочили в «Макдоналдс» по-быстрому перекусить, не забивайте себе голову «индексом Биг-Мака». Просто ешьте гамбургер, пока он свежий и дешевле, чем у себя на родине.