Этот стон уже песней зовется

ДЕБАТЫ О НАЛОГАХ
| статьи | печать

В последнее время Правительство усердно размышляет о конкурентоспособности экономики. Между тем этот вопрос крепко связан и с конкурентоспособностью российской налоговой системы. По этому поводу состоялся очередной раунд выяснения отношений между предпринимательским сообществом и правительственными чиновниками.

 

Прошедшая на днях конференция РСПП, искавшая пути повышения конкурентоспособности налоговой системы России, — мероприятие ежегодное, уже пятое по счету. Однако интересно получилось и в этот раз.

Если послушать чиновников, судя по изменениям в НК РФ и сухим цифрам статистики, дела в этой сфере выглядят куда веселее. Так, налоговая нагрузка в нашей стране в последние годы планомерно снижалась (по расчетам, на 1% ВВП).

Правда, этому обстоятельству сильно поспособствовала мировая конъюнктура на сырьевых рынках. Иначе вряд ли государство решилось бы на налоговые щедроты в ущерб бюджету. Тем не менее не стоит возражать заместителю министра финансов Сергею Шаталову в том, что в налоговой системе «существует кардинальная разница между тем, что было пять лет назад, и тем, что сейчас».

Действительно, Минфин провел титаническую работу по налоговому реформированию и вправе считать, что реформа почти завершена. До светлого праздника всего-то осталось принять последнюю главу НКРФ — о налоге на недвижимость. После — долгожданная налоговая стабильность, о которой так страстно умоляло предпринимательство.

Однако еще до конференции в воздухе витали слухи, что РСПП сделает от лица крупного бизнеса радикальные предложения по дальнейшему реформированию налоговой системы. В частности, по замене НДС налогом с продаж и «перелицовке» единого социального налога.

Можно сказать, пронесло. Даже заявление С. Шаталова, что Минфин по-прежнему не намерен обсуждать идею об отмене НДС, по прошествии этого мероприятия смотрится несколько неуместным.

Что НДС? Нормальный НДС! «Нужно сто раз подумать, а на сто первый отказаться от замены НДС налогом с продаж», — как всегда ярко высказался глава комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Александр Лившиц несколькими днями ранее.

Словом, для бизнеса есть вещи попринципиальнее, как, например, возрождение инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Минфин, однако, этот вопрос считает неактуальным, мол, и без того налоговых льгот уже существует немало.

Но имеются и точки полного взаимопонимания, в частности по отмене налога на прибыль при получении дивидендов холдингами, законопроект о котором, по сообщению замминистра финансов
С. Шаталова, уже в Госдуме. Опять же, по словам замминистра, в планах установить ускоренную амортизацию для предприятий, покупающих инновационное оборудование, и тем, кто делает взносы в спецфонды на НИОКР. Правда, тут у чиновников есть одна большая печаль — не могут определить, что такое инновационная деятельность…

После обмена мнениями оказалось, что реформа налоговой системы в целом неплоха и никто не горит желанием проводить дальнейшее реформирование.

Чего, спрашивается, копья ломали и где этот ужас обещанной войны? Здесь, думается, стоит заметить одну особенность. Лейтмотивом выступлений представителей бизнеса так или иначе становились не налоги сами по себе, а их администрирование. А по этой части налоговой системы все отнюдь не так радужно, как рассказывают фискальные начальники. Для предпринимателей куда важнее не размер налоговых ставок, а, скажем, чтобы в законодательстве был прописан порядок привлечения к ответственности налоговиков за злоупотребление служебным положением.

Снижение налогового бремени… «За прописанными ставками налогов на практике скрываются более высокие цифры — так называемая административная рента: то, что бизнес должен заплатить за право работать. Если сравнить эти цифры, то они давно перешагнули разумное», — в который уже раз повторяет зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Да уж, из неумолкающих стонов в бизнес-среде уже можно сложить длинную грустную песню про налоговое администрирование и не обозначенные в НК, но очень реальные для предпринимателей допплатежи. А потому со стороны суть будирования вопроса о продолжении реформирования налоговой системы воспринимается примерно так: вы там в Минфине думаете, что допишете последнюю главку и обретете мир и покой? Нетушки, если фискальный беспредел не прекратится, нам опять разонравится НДС или еще что-нибудь…

И все же лучик предпринимательской надежды уже засветился: Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ наконец вынес Постановление, в котором определил принцип презумпции добросовестности налогоплательщика . Выйдет ли толк из словесных рокировок, еще посмотрим.

Думается все же, к следующей налоговой конференции бизнес успеет вписать еще один мощный куплет в песню о налоговом беспределе.