Риск – благородное дело. И достаточно прибыльное…

Примерно 1,3 триллиона долларов США управляют хедж-фонды, с ростом индустрии примерно
| статьи | печать
Риск – благородное дело. И достаточно прибыльное…

В американском и английском праве, регулирующем деятельность финансовых институтов и участников финансовых отношений, не выработано единого понятия «хедж-фонд». Обычно таким термином описывают многообразные, но весьма рискованные инвестиционные стратегии, используемые фондом, инвесторы которого — группа юридических лиц либо состоятельных людей, готовых в случае неудачи потерять инвестиции.

 

Один из первых хедж-фондов был создан в 1949 г. и занимался  портфельными инвестициями, хеджируя риск с помощью коротких и леверидж-продаж (short and leverage selling). Со временем хедж-фонды начали диверсифицировать портфели. В них включались все существующие на тот момент инвестиционные инструменты, применялись различные схемы и стратегии, включая инвестирование в акции убыточных или близких к таковым компаний, в неликвидные ценные бумаги, в том числе развивающихся стран, деривативы и другие хедж-фонды. Использовались хеджирование и арбитраж, а также стратегии только «длинных» инвестиций в акции (long-only equity strategies). Именно гибкостью в выборе стратегий, их сложностью и комплексностью хедж-фонды отличаются от прочих участников финансового рынка.

В основе – холдинговая структура

 

Любой хедж-фонд базируется на основе холдинговой структуры (для минимизации юридической ответственности инвестиционного менеджера и оптимизации управления финансами и экономическими рисками). Сложность холдинга зависит от целей, задач и стратегий инвестиционного менеджера – создателя фонда.

В США все фонды в зависимости от их юрисдикции подразделяются на:

  • внутренние (domestic, далее — хедж-фонды США);

  • офшорные (offshore).

Первые имеют организационно-правовую форму товарищества на вере, где полным товарищем выступает общество с ограниченной ответственностью (участники – инвестиционный(ые) менеджер(ы) – профучастники финансового рынка). Инвесторы, вкладывающие деньги в хедж-фонд США, становятся коммандитными товарищами (см. рис.1).

С точки зрения документооборота полный товарищ в лице участников ООО разрабатывает учредительный договор товарищества на вере, в котором помимо общих положений указывается, что фонд получает фиксированный процент от суммы, которой управляет («management fee»). Эти средства используются для поддержания товарищества. Фонды также взимают вознаграждение за управление финансами в виде процентов с заработанных сумм («performance fee»).

Бизнес «на честном слове»

 

Основным документом, с помощью которого менеджер привлекает инвестиции, является конфиденциальный меморандум (Confidential or Offering Memorandum). В нем подробно описываются стратегии и риски, содержится информация об инвестиционных менеджерах, правах и обязанностях инвесторов, указывается минимальная сумма для инвестирования, оговаривается процедура выхода из товарищества и т. д.

Инвестиционный менеджер также разрабатывает устав (Limited Partnership Agreement), детально регулирующий отношения между товариществом на вере, полным товарищем и коммандитистами. Инвестору представляется также копия договора о взносе (Subscription Agreement), который он должен подписать и передать на рассмотрение инвестиционному менеджеру.

Поскольку закон строго ограничивает круг участников хедж-фонда, основная цель договора о взносе – получить исчерпывающую информацию о возможном коммандитисте, его финансовом статусе и клятву о достоверности указанной информации. Если менеджер сочтет, что инвестор вправе стать участником фонда (товарищества), он подписывает договор от имени товарищества и инвестор становится коммандитистом (см. рис. 2).

Распространен следующий вариант построения хедж-фондов: создается отдельное юрлицо – инвестиционный менеджер (далее — юридическое лицо инвестиционного менеджера), которое контролируется физическими и/или юридическими лицами – инвестиционными менеджерами. Это необходимо для разделения функций управления фондом и финансами, что особенно важно, если инвестиционные менеджеры являются брокерами-дилерами, зарегистрированными согласно Закону об обмене ценными бумагами 1934 г. (Securities Exchange Act of 1934), либо инвестиционными консультантами, зарегистрированными в соответствии с Законом об инвестиционных консультантах 1940 г. (Investment Advisers Act of 1940).

Деятельность зарегистрированного брокера-дилера либо инвестиционного консультанта жестко регулируется. Отделившись от фонда, инвестиционный менеджер позволит тому быть более гибким в стратегиях и способах инвестирования. В этом случае менеджер создаст ООО или ЗАО, с которым товарищество  заключит договор об управлении финансами (Investment Management Agreement). За это оно получит 20% Performance Fee, а ООО (полный товарищ) в данном случае – от 1 до 2,5% management fee (см. рис. 3).

Хедж-фонды в США являются инвестиционными компаниями, поэтому подпадают под действия Закона об инвестиционных компаниях 1940 г. (Investment Company Act of 1940). Из-за весьма жестких и чрезмерно детализированных правил инвестирования, установленных этим нормативным актом, многие руководители стараются построить хедж-фонд, не подпадающий под регулирование Закона об инвестиционных компаниях.

Подобные исключения содержатся в двух его статьях. Статья 3(с)(1) исключает из Закона фонды с числом инвесторов 100 и менее, а ст. 3(с)(7) позволяет участвовать в них только «квалифицированным покупателям» (qualified purchasers) – крупным компаниям, которые хорошо разбираются в тонкостях предложенных финансовых структур и стратегий и умеют «выторговать» желаемые условия.

Когда третий — не лишний

Зачастую инвестиционные менеджеры предпочитают создавать два независимых друг от друга фонда, таким образом разделив инвесторов. Например, фонд 3(с)(1) — для пенсионных накоплений со сбалансированной стратегией долгосрочного роста (long-term equity investment strategy), а фонд 3(с)(7) будет следовать агрессивной стратегии наращивания капитала в короткий срок (arbitrage strategy).

Оба фонда будут зависеть от одного юридического лица — инвестиционного менеджера, управляющего финансами и зачастую имеющего одного и того же полного товарища. В некоторых случаях инвестиционный менеджер может создать еще одно ООО, которое станет полным товарищем второго фонда (см. рис. 4).

Иногда инвестиционные менеджеры разрабатывают более двух стратегий, которые могут быть применимы к нескольким из созданных ими фондов.

В этом случае менеджер создает третий, дополнительный, фонд в качестве мастер-фонда (Master Fund). У него только два инвестора – фонды 3(с)(1) и 3(с)(7), которые передают ему часть управляемых ими финансов. Подобная схема позволяет инвестиционному менеджеру существенно упростить использование одинаковых стратегий инвестирования и управление финансами, создает эффект мультипликатора (см. рис. 5). Так, вместо того чтобы фонды 3(с)(1) и 3(с)(7) купили по 10 000 акций одной компании, мастер-фонд приобретет сразу 20 000 акций из средств, переданных ему на управление этими фондами. Мастер-фонд создается по тому же принципу, что и другие фонды, но обычно имеет отдельного полного товарища.

Фонды в оффшоре

Поскольку возможности хедж-фондов США ограничены законодательством, многие инвесторы из Европы предпочитают держать свои финансы в офшорных зонах или по крайней мере не в США. Поэтому многие инвестиционные менеджеры создают офшорные хедж-фонды (в форме ЗАО) (Limited Company).

Крайне редко можно встретить хедж-фонд, создаваемый в офшоре в форме товарищества на вере. Инвестиционный менеджер назначается директором хедж-фонда и его инвестиционным менеджером. Несмотря на то что фонд находится в юрисдикции офшора, юридическое лицо инвестиционного менеджера создается в США и соответственно находится в юрисдикции Штатов.

Офшорные хедж-фонды ведут бухгалтерскую отчетность по американской системе (GAAP) и раз в год проводят независимую аудиторскую проверку. В дополнение к независимому аудиту законы большинства офшоров требуют наличия администратора (administrator) — независимой компании, находящейся в офшорной зоне. Она ведет список инвесторов-акционеров, принимает взносы, продает акции и регулирует выход инвесторов из фонда, осуществляет связь инвестиционного менеджера с акционерами, в том числе потенциальными, предоставляет последним конфиденциальный меморандум и договор о подписке, оплачивает счета фонда и следит за соблюдением других требований акционерного права, в чьей юрисдикции находится фонд. В штате хедж-фондов работают два юриста: один консультирует по вопросам офшорного законодательства, другой — законодательства США (см. рис. 7).

Многие инвестиционные брокеры объединяются в группу хедж-фондов, куда входят офшорный и американский фонды. При подобной структуре в офшоре часто создается отдельный мастер-фонд, куда первые два фонда вкладывают часть управляемых ими финансов. Это позволяет объединить финансы для создания эффекта мультипликатора, использования единых инвестиционных стратегий и упрощения административного управления (см. рис. 8).

Умение инвестиционного менеджера подобрать структуру хедж-фондов, необходимую для выбранных им стратегий инвестирования, во многом предопределяет их успешность и доходность. Однако, несмотря на многообразие хедж-фондов, рекомендую создавать как можно более простые и «прозрачные» структуры, с которыми инвесторам было бы легко и комфортно работать.

 

К сведению

 

Мастер-фонд не следует путать с Фондом фондов (Fund of Funds) — независимым хедж-фондом, стратегией которого является инвестирование средств в другие, независимые от него хедж-фонды. Его задача — выявлять успешных инвестиционных менеджеров и вкладывать в их хедж-фонды средства своих инвесторов. Фонд фондов по структуре не отличается от любого другого хедж-фонда (см. рис. 6).