Души прекрасные порывы

50/50 — примерно так разделились мнения россиян относительно участия отечественного бизнеса в национальных социальных программах
| статьи | печать

Если лицо капиталиста излучает довольство — это улыбка или оскал? Столь черно-белая постановка вопроса где-нибудь на сытом Западе может вызвать одно только недоумение. Там-то интересы капитала и общества прошли многовековую жесткую притирку, и сегодня обе стороны в целом друг другом довольны. В частности, такое понятие, как «социальная ответственность бизнеса», вкуса хрена с горчицей у тамошних предпринимателей давно не вызывает. Более того, в крупных корпорациях с бухгалтерской дотошностью строчат планы и отчеты об их исполнении по части социальной пользы своей деятельности. Судя по всему, широкие народные массы этим удовлетворены. Интересно будет узнать оценку наших сограждан социальной роли российского бизнеса.

 

Надо признать, в отечественных деловых кругах понятие ответственности бизнеса перед обществом тоже не в диковинку. Многие пресс-службы не устают рассылать рассказы о добрых делах своих компаний: тут отремонтировали, там заасфальтировали… Однако даже по такому вопросу, как, нужно ли бизнесу, образно говоря, переводить старушек через улицу, консенсуса в народе пока не наблюдается.

Так, по обнародованным результатам опроса ВЦИОМ, без малого половина респондентов (48%) советуют бизнесу озаботиться в первую очередь ростом собственной эффективности и честно платить налоги, а благополучием старушек пусть занимается государство. Но почти столько же наших граждан (44%) возражают: мол, в национальных социальных программах бизнес должен демонстрировать активность, даже если это будет перечить успехам в предпринимательстве. Как видим, расклад практически полярный.

Меж тем стоит заметить, что первая точка зрения близка именно западному пониманию социальной ответственности бизнеса. То есть прежде всего это четкое соблюдение им законодательных уложений, будь они о налогах, зарплатах, охране природы, безопасности и качестве товаров или услуг… Все, что та или иная компания делает для общества «сверху», — это, как говорится, души прекрасные порывы и благотворительность. Короче, хозяин — барин. Правда, блажью толстосумов это тоже не назовешь, поскольку слава добрых дел в конечном счете хорошо работает на имидж фирмы и популярность ее товарных брендов.

Увы, у нас все иначе. Впрочем, думается, пока по-другому и быть не может. Давайте без лукавства: отечественный бизнес ни чистотой, ни законопослушанием мир еще не поразил. Как и на каком социальном фоне складывались многие крупные российские капиталы, народ хорошо помнит. Кроме того, огромная дистанция между бедностью и богатством в стране отнюдь не сокращается. Поэтому не стоит удивляться, что идея «сверхплановой дойки» предпринимателей на благо общества имеет столько сторонников.

Кстати, по вопросу о добровольности участия бизнесменов в решении социальных проблем мнение россиян поделилось в тех же пропорциях: 48% не понимают, что это за социальная деятельность без внутреннего позыва ею заниматься. Ничего, стерпится-слюбится, оппонируют им 45% респондентов, полагающих, что при надобности государство вправе «помочь» бизнесу включиться в активную социальную жизнь.

Но печальнее другое. Казалось бы, всем очевидно, что предпринимательство у нас разношерстное: есть бизнес крупный и очень крупный, которому не надо скрести по сусекам в поисках средств на «социалку». А есть армия индивидуальных предпринимателей, большинству из которых приходится крутиться без сна и продыху ради куска хлеба с маслом, пусть даже и толстого. Не даром 82% из них бремя социальной ответственности предлагают нести своим более увесистым товарищам по цеху. Ан нет, те же 44% россиян на компромиссы размениваться не хотят: дескать, может, ты и голь перекатная, но раз назвался бизнесменом — раскошеливайся. Хорошо хоть уже знакомая 48%-ная группа из числа опрошенных упорствует на своем и по этому вопросу.

Но хватит о четко повторяющейся поляризации общественности — ясно же, что этот раскол проходит по уровню жизни разных групп населения. Посмотрим теперь, склеивается ли хоть что-то между ними.

Есть такой момент! Оказывается, народ наш хоть жизнью и битый, но в душе добрый. Практически две трети россиян (65%) солидарны в том, что государство должно поощрять бизнесменов, делом доказывающих свою высокую социальную ответственность. Вот и на вопрос о том, что мешает этой самой ответственности развиваться, 35% указали на коррупцию чиновников и бюрократические рогатки и ограничения, а эгоизму и жадности предпринимателей досталось 29% голосов. Правда, еще 19% граждан думают, что немало бизнесменов, которые просто не хотят брать на себя социальную ответственность. Так это, пожалуй, еще больше подводит к мысли о том, не стоит ли государству подумать, как все-таки стимулировать прекрасные порывы в предпринимательских душах. Не все же душить их да за уши тянуть к социальной ответственности…