Почему посредине завис «середняк»?

| статьи | печать

Государство демонстрирует настоящий фейерверк инициатив в области инноваций, подкрепленный, впрочем, приличными суммами. Однако, как утверждают ученые, финансирование — отнюдь не основная проблема, тормозящая их развитие.

 

Кнут для бизнеса

 

Финансирование федеральной целевой программы развития инфраструктуры нанотехнологий начинается в 2007 г. Как заверило Правительство, первые деньги — 3,9 млрд руб. — уже заложены в федеральном бюджете. Министр Герман Греф бьется за создание венчурных фондов, свою поддержку инноваторам предлагает  и Минпромэнерго.

Тем временем ученые умы всерьез говорят о дефиците инновационных проектов. «Проблема даже не с финансированием, а с инноваторами — с их количеством и качеством, — говорит Виктор Авдеев, генеральный директор «Унихимтэк» — компании, работающей в области инноваций. — Те, кто в свое время получил средства и сумел «всплыть», работают и развиваются. Но новой генерации нет».

Это и неудивительно, Россия растеряла много гениальных голов. А потому и инвестировать надо в фундаментальную науку, ведь развитие прикладной без нее невозможно.

Слабое место в общей программе развития новых технологий — незащищенность интеллектуальной собственности. Несмотря на все законы, этот вид частного капитала весьма уязвим, а вложения в него ненадежны. Для одних инновация — материальный актив, а для других — такой категории вообще не существует.

В США, если человек вложил деньги в инновацию, он получает определенные права на нее, и они обязательно будут защищены. У нас же инвестор прежде пять раз подумает, потому как неуверен, что сможет впоследствии отстоять свои права.

Изменения в законодательстве, регулирующем вопросы частной собственности и предпринимательства, жизненно необходимы. Иван Бортник, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, уверен: «Пока не решится этот фундаментальный аспект развития инноваций, все финансовые механизмы и схемы, предложенные государством, будут работать в полсилы».

Мировая практика такова: если государство решает развивать какую-то из областей, оно вводит и косвенные методы, подталкивающие бизнес участвовать в процессе. Это могут быть, к примеру, налоговые льготы или, наоборот, штрафные санкции. В США кнутом для экономики в свое время стало введение обязательной модернизации основных фондов. Работаешь по старинке — заплати штраф. В Европе внедрение инновационных идей стабильно поощряется налоговыми льготами. По большому счету это даже не столько забота о развитии инновационной сферы, сколько обеспечение национальной безопасности.

В последние 13 лет инновационные технологии и компании в основном жили сами по себе. Как результат: внезапно «постаревшие» фонды РАО ЕЭС, угроза энергодефицита, проблемы в других отраслях.

«Дело не в том, что государство не разрабатывает косвенные методы стимулирования обновления основных фондов, сколько в том, что до сих пор не установило наказание за бездействие в этой сфере, — говорит И. Бортник. — Сегодня крупные компании постепенно понимают важность и необходимость инноваций, но без существенных стимулов со стороны государства этот процесс идет медленно».

 

Инновации — на торги

 

Проблема финансирования хоть и не первая, но и не последняя. Несмотря на обилие различных фондов и венчурных компаний, новаторы средней руки говорят о дефиците средств под проекты. В малом высокотехнологичном бизнесе эта проблема решена. Если пакет предложений насчитывает 10 млн долл., есть шанс заинтересовать господ Чубайса или Кириенко. Но средней фирме, со слов В. Авдеева, средства взять неоткуда.

«Обороты нашей компании сегодня составляют более 1 млрд в год. Мы «вырастили» два бизнеса, которые дают возможность открыть еще несколько перспективных и доходных проектов. Вопрос: откуда взять деньги?» — констатирует глава «Унихимтэк».

С подобной проблемой сталкиваются многие средние фирмы. Малое предпринимательство они переросли, до крупного еще не доросли. В различных фондах им деликатно объясняют: вы не наши клиенты.

Свой выход из сложившейся ситуации предлагает Фондовая биржа ММВБ. По словам заместителя гендиректора Геннадия Марголита, в ближайшее время на площадке ММВБ планируется открыть специализированный сектор инновационных технологий, где смогут встретиться инноваторы и инвесторы. Примерные сроки запуска проекта — декабрь 2006 г.

Выход на биржу открыт компаниям с капитализаций от 100 млн до 5 млрд руб. Для участия в торгах требуется предоставить информационный меморандум и корпоративный календарь. Чтобы минимизировать риски инвесторов, планируется ввести институт листинговых агентов — профессиональных участников рынка, со статусом финансовых консультантов.

Кстати, подобный способ финансирования инноваций очень популярен в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии. Однако фондовый рынок закрыт для инноваторов с двойной бухгалтерией. В РФ по разным причинам в «налоговые прятки» все еще играют довольно много компаний.Чтобы листинговый агент дал свое «добро», необходимо оценить перспективность и надежность предлагаемого инновационного проекта. Но ни одного маркетингового агентства, специализирующегося на инновационных технологиях, в России нет.

«Торги на фондовой бирже, безусловно, перспективный метод финансирования, — говорит гендиректор «Лаборатории Амфорф» Павел Осипов. — Но пока компании к нему не готовы».

Эксперты уверены, у России есть все составляющие светлого инновационного будущего. Нужно лишь собрать их в аккуратную целостную фигуру, где будут учтены интересы и инноваторов, и инвесторов, и государства.