Надежность деталей — дело детальное

до 44 млрд долл. вырастет рынок технического обслуживания и ремонта только авиационной техники к 2010 г.
| статьи | печать

Инфраструктура гражданской авиации нуждается в системных преобразованиях, связанных с вступлением РФ в ВТО, повышением безопасности и эффективности цепей поставок ресурсов. Эти изменения ориентированы на методы интегрированной логистики и технологии идентификации запчастей и агрегатов, которые приведут к существенному снижению эксплуатационных затрат, повышению качества поставок и технологической безопасности транспортной отрасли.

Одной из актуальных задач технологической безопасности является коренная перестройка системы безопасности гражданской авиации, которая в наибольшей степени подвержена рискам. Подкомитет ТПП РФ по технологической безопасности на транспорте и ГУП МТС ГА «Авиатехснаб» при поддержке Росавиации и Ространснадзора разрабатывают программу, связанную с реструктуризацией системы материально-технического снабжения в гражданской авиации (ГА) и промышленности.

В систему технологической безопасности ГА входят защита авиационного рынка РФ и СНГ от контрафактного авиационно-технического имущества (АТИ) и создание системы послепродажного обслуживания.

Выработанные практические рекомендации по применению логистики и средств идентификации АТИ направлены на интеграцию предприятий-производителей, независимых дилеров по продаже и поставке АТИ, предприятий технического обслуживания и ремонта и эксплуатирующих предприятий (авиакомпаний) в логистические цепочки. Это означает, что одним из приоритетов должна стать сфера поставки ресурсов от поставщиков до конечных потребителей авиаресурсов — авиакомпаний. Главной целью становится не инженерное совершенство, а создание эффективных организационно-технических систем, обеспечивающих снижение эксплуатационных затрат, повышение качества обслуживания и логистических услуг в ГА.

Сегодня стандарты и информационные технологии являются одним из главных направлений развития ГА. Вместе с тем различные информационные и инженерные системы поддержки создавались и продолжают создаваться на различных принципах и платформах, зачастую несовместимых между собой, не учитывающих требования международных стандартов. Интернет, идентификация, электронный обмен данными превращаются из чисто технических средств в технологии автоматической идентификации по ведению авиабизнеса.

В качестве одной из базовых целей при организации поставок АТИ и обеспечения высокого уровня безопасности полетов рассматривается интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла изделий (ЖЦИ) с использованием технологии идентификации «АвиаДот» (AviaDot). Это касается не только процессов поставок, но и проектирования, производства, применения запчастей в сфере эксплуатации.

Механизмы поддержки жизненного цикла изделий

Процессы взаимодействия авиатранспортной отрасли с промышленностью должны рассматриваться в рамках создания интегрированной системы поставок АТИ. Сама цепочка поставок с применением технологии идентификации и спецмаркировки «АвиаДот» должна обеспечивать интегрированную логистическую поддержку эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационнной техники, агрегатов. Тем самым более эффективно поддерживается ресурсная составляющая эксплуатируемой техники на протяжении всего ЖЦИ.

Однако системы послепродажного обслуживания в ГА фактически нет, ведущие игроки авиарынка дезинтегрированы. Об этом свидетельствует анализ работы предприятий авиапрома и ГА: в России отсутствует опыт организации эффективного послепродажного обеспечения эксплуатации техники с учетом требований международных стандартов.

Предприятия, входящие в цепочку, участвуют на последующих стадиях в создании добавленной стоимости в рамках отрасли и между предприятиями смежных отраслей. Например, участие в проектировании и создании авиационной техники естественным образом приводит предприятия авиационной промышленности к заинтересованности в ее эффективном применении в эксплуатирующей отрасли, задействованию всего потенциала инфраструктуры, включая возможности поставщиков АТИ.

Такой подход обеспечивает более эффективное взаимодействие всех участников в единой цепочке: проектирование — производство — поставки/снабжение — коммерческая эксплуатация — техническое обслуживание и ремонт. Поэтому научно-прикладное направление исследований и внедрения методов логистики и идентификации должно стать приоритетным как в ГА, так и в авиапромышленности.

Запасные части и комплектующие

В поддержании высокого уровня надежности и безопасности эксплуатации авиатехники существенная роль принадлежит запасным частям и комплектующим. Они должны полностью соответствовать всем производственно-техническим параметрам, заявленным и подтвержденным на этапе сертификации и производства воздушного судна. Вся цепочка поставщиков, участвующих в процессе поддержания ЖЦИ, должна иметь одинаковый уровень понимания задач, методов идентификации, маркировки и перемещения запчастей. Для снижения рисков в цепях поставок необходимо обеспечить:

· обучение всех участников авиационного рынка методам интегрированной логистики и технологической безопасности;

· применение системы уникальной нумерации запчастей/агрегатов на основе международных правил и стандартов, а также электронного обмена данными участников в едином информационном пространстве;

· контроль (в том числе с участием Ространснадзора) за всеми звеньями цепи поставок, повышение юридической и экономической ответственности производителей за качество произведенной поставляемой продукции.

В целях создания такой системы необходимо разработать комплекс нормативных документов, организационных мер и программно-аппаратных средств информационного обеспечения технологической безопасности процессов производства, поставки, эксплуатации и утилизации авиационной техники и предметов материально-технического снабжения.

CALS-технологии

Указанные проблемы и другие задачи, вытекающие из управления ЖЦИ в цепи поставок, успешно решаются с помощью CALS-технологий (Continuous Acguisition and Lifecycle Support), или в российской транскрипции ИПИ (интегрированная поддержка изделий), — непрерывного развития и поддерж-ки жизненного цикла изде-лий. (Подробнее см. «ЭЖ»№ 01, стр. 35.)

При этом информационная поддержка охватывает проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию.

Цель применения CALS-технологий — повышение эффективности всех участников цепи поставок (SCM — Supply Chain Management), что обеспечивается за счет сокращения времени от разработки продукции до ее эксплуатации, снижения издержек и повышения уровня сервисного обслуживания. Схема функционирования элементов поддержки ЖЦИ наукоемкой продукции с использованием CALS и SCM показана на рис. 1.

Применение CALS/ИПИ становится возможным при:

· современной инфраструктуре электронной передачи данных;

· введении понятия «электронный документ» как объекта деятельности по производству и поставке продукции;

· электронно-цифровой подписи и защите информации;

· реформировании (реинжиниринге) бизнес-процессов;

· создании системы стандартов, гармонизированных с международными стандартами.

Однако до сих пор в авиапромышленности и ГА уделяется недостаточное внимание вопросам, связанным с послепродажным обслуживанием авиационной техники и применением логистических методов.

Например, по расчетам специалистов, рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) только авиационной техники за ближайшее десятилетие вырастет примерно с 31 млрд долл. в 2000 г. до 44 млрд долл. к 2010 г.

Все поставщики услуг по ТОиР стремятся уменьшить себестоимость работ с помощью внедрения систем контроля качества Six Sigma или ISO 9000, а также логистических информационных технологий.

Их использование позволит:

· усилить роль авиационной администрации в регулировании авиационного рынка, включая поставку ресурсов, повышение технологической безопасности всей цепочки;

· вытеснить с рынка незарегистрированные и несертифицированные запчасти и поставщиков;

· снизить затраты авиакомпаний и промышленных предприятий на эксплуатацию и поставку запчастей, в итоге уменьшить запасы до 10—15%;

· повысить безопасность и контроль критически важных параметров всех цепей поставок, влияющих на системное обеспечение устойчивости всей инфраструктуры авиационного рынка.

Так, осуществляемая программа по борьбе с контрафактной продукцией в ГА с использованием международных стандартов и спецмаркировки продукции на основе технологии «АвиаДот» ориентирована не только на авиарынок РФ.Она позитивно скажется на повышении безопасности эксплуатации ГА на территории европейских стран и СНГ.

Например, стандарты SPEC 2000 обеспечивают электронное управление материальной частью всех участников авиарынка, повышение качества и безопасности поставок современными эффективными методами. Они позволяют обмениваться как деловой, так и технической информацией между заказчиками, производителями и поставщиками в электронной форме и посредством магнитных носителей (см. рис. 2).

Система технологической безопасности на транспорте включает инструменты мониторинга «критических точек», оценку риска и эффективности использования ресурсов во всей цепи поставок: от производителя до авиакомпании. Для реализации концепции технологической безопасности в ГА требуется значительный научно-технологический потенциал. Именно он выступает главным фактором обеспечения национальной безопасности России.