Пыль и грязь доверьте профи

более чем на 30% в год растет отечественный рынок клининговых услуг
| статьи | печать
Пыль и грязь доверьте профи

Аутсорсинг в области клининга не только укрепляет позиции отраслевого рынка, но и способствует развитию бизнеса отечественных компаний, высвобождая их внутренние ресурсы для непосредственной профильной деятельности.

 

Клининг (с англ. cleaning – чистка, уборка) – это профессиональная уборка помещений (офисов, торговых комплексов, отелей, коттеджей, квартир и т.д.) от разовых работ до больших контрактов, предусматривающих услуги промышленных альпинистов, силами специализированных компаний.

На Западе этот вид бизнеса как отдельная отрасль экономики, лежащая на стыке промышленной санитарии, экологии и химии, зародился, по некоторым данным, более ста лет назад. Последние 25—30 лет он активно развивается: появились, оформились в отдельные направления, строго регламентированы и сертифицированы методы и технологии профессиональной уборки.

Это огромная отрасль с оборотом в десятки миллиардов долларов, научными институтами, мощной системой подготовки кадров, новейшим оборудованием и т.д., в которой занято до 7% трудоспособного населения Европы. Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ) оценивает ежегодный оборот европейского рынка клининговых услуг почти в 30 млрд евро. В Европе силами клининговых фирм обслуживается свыше 56% нежилой недвижимости, в США – свыше 80%, а у нас не более 5—10%.

 

Формирование отрасли

 

В России услуги по организации профессиональной уборки появились в начале 1990-х годов, что связано в основном с приходом в нашу страну зарубежных компаний с их высокими стандартами ведения бизнеса. Сегодня индустрия чистоты успешно развивается в Москве, Санкт-Петербурге и во многих (преимущественно нефтяных) регионах, крупных промышленных и курортных центрах (Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Сочи, Казань, Воронеж и др.). По данным МАКИЧ, львиная доля российского клинингового рынка приходится на Москву, где обращается от 80 до 100 млн долл. в год. Прибыльность бизнеса оценивается примерно в 15—20%, хотя отдельные контракты могут принести и 40%.

Результаты исследования Департамента консалтинга РБК свидетельствуют, что объем заказов у крупных клинеров растет на 30—100% в год, они обслуживают практически все виды помещений: офисные, торговые, жилые, складские и производственные, а также прилегающие к ним территории.

В Москве спрос на клининговые услуги распределяется главным образом между торговыми и офисными помещениями — в совокупности эти два сегмента занимают 80—85% рынка. Остальные 15—20% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга.

Перспективы московского рынка клининговых услуг эксперты оценивают оптимистично. Компании, обслуживающие корпоративных клиентов, будут значительно увеличивать свои объемы еще 5—7 лет. В среднем рынок растет сейчас на 30—40% ежегодно, и условий для торможения не предвидится.

В Петербурге клинингом занимаются более полутора сотен фирм численностью от 30 до 140 сотрудников, часть людей для экономии выведена за штат.

Созданная в России Международная ассоциация компаний индустрии чистоты объединяет клининговые компании, поставщиков оборудования и химических средств, учебные центры, исследовательские организации, профессиональные издания.

Все это говорит о том, что сформировалась отечественная клининговая отрасль, задача которой – поддержание чистоты в помещениях и снаружи зданий.

 

Осознанная выгода

 

Возросший интерес к клинингу вполне понятен. Руководители компаний начинают осознавать, что аккуратный офис, чистое производственное помещение – один из факторов конкурентоспособности фирмы, а также залог здоровья и высокой работоспособности ее сотрудников.

Кроме того, при непрофессиональном уходе срок службы интерьера и его деталей сокращается в 1,5 раза, а затраты на эксплуатацию помещения увеличиваются из-за необходимости внепланового косметического и даже капитального ремонта. Уборка помещений – это в первую очередь умение грамотно обращаться с новыми, высокотехнологичными материалами, которые использовались при создании дизайна помещения.

Чем больше фирма, тем выгоднее сконцентрироваться непосредственно на своем бизнесе, а уборку отдать на аутсорсинг. Это обеспечит высокое качество выполнения работ и позволит добиться наилучших результатов благодаря профессиональной подготовке сотрудников клининговых компаний, наличию у них профессионального оборудования, правильному использованию химических средств и совершенствованию технологий, соблюдению графика выполнения работ и т.д.

Экономические расчеты показывают, что для обслуживания помещений до 500 кв. м целесообразнее иметь свой штат «менеджеров чистоты», а клининговые фирмы привлекать только для проведения специализированных работ (например, для химчистки ковровых покрытий или мойки окон). Если же площадь офиса больше, для создания собственной уборочной службы понадобятся солидные первоначальные инвестиции. Компании придется заниматься подбором, обучением и заменой обслуживающего персонала, закупкой оборудования и материалов для уборки.

 

Услуги

 

Перечень услуг клининговых компаний весьма широк. Большинство из них в соответствии с ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений»  классифицируют по следующим признакам:

·        технологическому;

·        виду убираемых объектов;

·        периодичности выполнения услуг.

Прописаны и мероприятия по уборке и уходу за поверхностями внутри и снаружи зданий, сооружений, на прилегающей территории, а также наименования операций по уборке и уходу  различных видов поверхностей, заданы критерии их качества после обработки и метод контроля.

Чаще всего компании заказывают ежедневную комплексную уборку помещений и прилегающих территорий, которая может проводиться в любое оговоренное договором время.

Иногда клининговые компании предлагают услуги по озеленению помещений и прилегающей к зданию территории, обслуживание газонов, борьбу с насекомыми и грызунами, промышленный альпинизм. Некоторые компании берут на себя обслуживание коммуникаций, вывоз мусора, чистку крыш от снега и сосулек, установку кабельных систем обогрева водостоков на крышах зданий, стирку спецодежды, охрану, почтовую и курьерскую доставку и пр.

Стоимость услуг зависит от многих факторов, в том числе от площади помещения, вида обрабатываемых при уборке поверхностей, количества мебели в помещении, уровня грязезащиты на входе, необходимости удаления отдельных пятен, возможности применения механизированной уборки и даже количества работников и посетителей в офисе, торговом зале. В среднем ежедневная уборка 1 кв. м площади стоит 1 долл. в месяц, а стоимость отдельных разовых работ (например, шлифовка гранита) может доходить и до 20 долл. Оценить, дорого это или нет, помогут экономический расчет и анализ факторов.

 

Хочется праздника

 

Больше всего раздражают неопрятные санузлы и рабочие столы, замызганная оргтехника, грязь в столовых и на полу, в дождевых подтеках окна. Чистота же успокаивает нервы и повышает производительность труда, снижает заболеваемость сотрудников. Регулярная уборка помещений дает скрытую прибыль, сокращая затраты на оплату больничных листов сотрудников и на косметический ремонт и приобретение новой мебели. Индустрия чистоты призвана обеспечивать здоровую, комфортную среду обитания, ощущение праздника, тем более в преддверии наступающего Нового года.

Преимущества и экономическая выгода аутсорсинга

·        Уборку производят специально обученные работники.

·        Используются сертифицированные химические чистящие и моющие средства.

·        Применяются специальная техника, оборудование, инвентарь.

Работа выполняется по современным методикам и технологиям.

 

У заказчика высвобождаются средства — неизбежные выплаты при организации собственной клининговой службы:

·        Расходы на заработную плату сотрудников.

·        Прямые налоги и отчисления с заработной платы.

·        Косвенные налоги (с выручки и НДС).

·        Выплаты отпускных, больничных и прочих социальных выплат.

·        Расходы на исследование рынка оборудования, химикатов, расходных материалов, спецодежды, а также их приобретение и доставку.

·        Расходы на ремонт оборудования и запасные части.

·        Оплата дополнительной работы бухгалтерии, водителя, управляющего персонала.

·        Оплата работ по поиску, отбору и обучению персонала.

·        Расходы на содержание склада.

·        Затраты на решение внеплановых задач (замена заболевших работников, выход из строя оборудования, увеличение объемов или необходимость проведения незнакомых работ и т. д.).

·        Оплата работы сторонних организаций (работ, которые не может провести собственный штат, таких как кристаллизация мраморных покрытий, химическая чистка мебели и ковровых покрытий, мытье фасадов и труднодоступного остекления).

 

Средняя стоимость услуг (долл. за кв. м):

 

·        ежедневная комплексная уборка — 0,7—2,0;

·        чистка ковров — 0,65—3,0;

·        восстановление мраморных покрытий — 20—60;

·        мойка окон — 0,7—1,5.

 

К сведению

 

Государственный стандарт Российской Федерации от 07.11.2002 ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений» устанавливает общие технические требования к услугам по уборке (внутри и снаружи) зданий и сооружений, прилегающей территории, по уходу за оргтехникой, компьютерами, мебелью, полами, деталями отделки внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений, а также требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг по уходу и уборке.