Минфин РФ требует вести учет ненормированного труда

| статьи | печать

Если организация в соответствии с трудовым договором предоставляет работникам с ненормированным рабочим днем дополнительные отпуска, то работа за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, как правило, осуществляется по устному распоряжению работодателя.

Вправе ли организация в этом случае учесть затраты на оплату этих отпусков в качестве расходов при исчислении налога на прибыль?

 

На этот вопрос дал ответ Минфин РФ в Письме от 06.02.2007 № 03-03-06/2/17.

Финансовое ведомство сообщило, что исходя из норм Трудового кодекса РФ установление режима работы в виде ненормированного рабочего дня должно быть оформлено помимо коллективного договора (трудового договора) локальным нормативным актом (приказом или распоряжением руководителя организации).

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Минфин РФ решил, что, когда при заключении с работником трудового договора оговаривается производственная необходимость работы в режиме ненормированного рабочего дня и все случаи работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня оформлены локальным нормативным актом, расходы организации, связанные с оплатой дополнительных отпусков работников с ненормированным рабочим днем, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов по оплате труда согласно ст. 255 НК РФ.

Иными словами, получается, что, по мнению Минфина РФ, устного распоряжения руководителя для привлечения к ненормированной работе недостаточно. Должен быть письменный приказ и отражение этого времени в табеле учета рабочего времени.

Финансовое ведомство как-то забыло, что в соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя.

Кроме того, оно не вспомнило и о позиции Федеральной службы по труду и занятости, которая сообщила Минфину РФ, что нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда (см. Письмо Минфина РФ от 07.11.2006 № 03-03-04/1/724).

Кроме того, Минфин РФ дал возможность организациям, не оформляя письменно привлечение работника к работе сверх нормы, расходы на дополнительный отпуск производить за счет прибыли и не начислять на эти суммы ЕСН, что ущемляет права работников на пенсию.

Следует также заметить, что раньше Минфин РФ придерживался совсем иной, и по нашему мнению правильной, позиции. Еще в Письме от 28.01.2005 № 03-03-01-04/1/38 финансовое ведомство утверждало, что если сотруднику по должности положен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, то расходы на его оплату включаются в затраты, даже если в течение года он фактически не привлекался к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В сложившейся ситуации остается лишь посоветовать организациям говорить проверяющим из налоговой инспекции, что у них работники с ненормированным рабочим временем есть, но ненормированно они вообще не работают.

Следовательно, на них распространяется ситуация, о которой говорится в Письме Минфина 2005 г., а не 2007-го.