Правила ОСАГО нарушают закон

По договору ОСАГО страховщик должен возместить клиенту стоимость ремонта автомобиля без учета износа деталей
| статьи | печать

ВАС РФ преподнес новый сюрприз страховым компаниям, заключающим договоры ОСАГО, и их клиентам.

 

Месяц назад в статье «Два — ноль в пользу потерпевших» (см. «ЭЖ» № 07 за 2007 год) мы писали о Постановлении от 19.12.2006 № 9045/06, в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что утрата товарной стоимости автомобиля в результате аварии является реальным ущербом и страховщик ОСАГО обязан ее компенсировать.

А недавно было обнародовано содержание Постановления Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 № 13377/06, в котором говорится, что ущерб, причиненный при аварии автомобилю пострадавшей стороны, должен оплачиваться страховщиком без учета износа автомобильных деталей и узлов.

Суть проблемы, которую рассмотрели 20.02.2007 судьи ВАС РФ, заключается в следующем. В п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее — Правила ОСАГО), сказано, что при определении размера расходов на восстановление машины учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Страховщики считают эту норму фактором, сдерживающим страховых мошенников. По их мнению, если при подсчете данных расходов не учитывать износ деталей, то к ним будут обращаться те, кто не собирается ремонтировать автомобиль, а просто хочет положить себе в карман полученные от страховой организации деньги.

Но в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» про износ деталей ничего не говорится. Этим обстоятельством воспользовалась Национальная страховая группа.

Поводом для тяжбы стало ДТП, произошедшее 16 августа 2004 г. с участием автомобиля, застрахованного в этой организации. Страховщик оплатил своему клиенту ремонт автомобиля без учета износа на сумму 81 204 руб. и обратился за возмещением к компании «НСГ-«Росэнерго», в которой был застрахован виновник аварии. Но «НСГ-«Росэнерго» выплатила Национальной страховой группе только 74 463 руб., приняв во внимание установленный экспертизой износ деталей автомобиля.

Арбитражные суды трех инстанций, в которых Национальная страховая группа пыталась отсудить у «НСГ-«Росэнерго» полную стоимость ремонта, истцу отказали.

Но Президиум ВАС РФ, который пересмотрел дело в надзорной инстанции, отменил все акты нижестоящих судов и постановил взыскать с «НСГ-«Росэнерго» всю сумму, выплаченную на ремонт автомобиля, без учета амортизации деталей.

Свое решение судьи ВАС РФ мотивировали тем, что учет износа машины противоречил бы положению ГК РФ о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего.

Так что согласно последним постановлениям Президиума ВАС РФ затраты на ремонт автомобиля должны возмещаться организациям и индивидуальным предпринимателям по договору ОСАГО, что называется, по максимуму: с учетом утраты его товарной стоимости и без учета износа деталей.

В заключение отметим, что позиция Президиума ВАС РФ затрагивает только систему арбитражных судов.

Споры с участием рядовых граждан подведомственны судам общей юрисдикции, для которых высшей инстанцией является Верховный Суд РФ. Три с лишним года назад верховные судьи в Решении от 25.11.2003 № ГКПИ03-1266 высказали по этому вопросу точку зрения, полностью противоположную мнению судей ВАС РФ.

И это далеко не первый случай, когда руководящие органы параллельных систем судов (общих и арбитражных) своими решениями подтверждают известный афоризм «Два юриста — это как минимум три мнения».