Удачная реформация

| статьи | печать

Контроллинг не только поставляет информацию для принятия управленческих решений, но и обеспечивает согласованность действий всех подразделений предприятия. Это положение подтверждает практика внедрения службы контроллинга на ОАО «Чепецкий механический завод» (ЧМЗ).

 

Единственный в России и один из трех крупнейших в мире производителей изделий из циркония и его сплавов занимает одну из ключевых позиций в технологической цепочке изготовления ядерного топлива. Предприятие было дважды удостоено премии Правительства РФ в области качества и, по словам исполнительного директора НП «Объединение контроллеров», профессора Сергея Фалько, является одним из примеров удачного внедрения системы контроллинга в России (см. «ЭЖ» № 35 за 2007 г., стр. 31).

На заводе работает около 10000 человек и задействовано 50000 единиц основных средств. На таком крупном предприятии, только зная реальное положение дел, можно делать выводы и принимать обоснованные управленческие решения. И если производительность организации дает сбой, то самое главное – вовремя заметить несовершенство системы управления и начать ее реформирование.

Результаты работы завода в течение 1991—1995 гг. показали неспособность системы управления адаптироваться к изменившимся условиям хозяйствования. С 1997 г. на предприятии стали проводиться работы по совершенствованию управления, организации его процессов и техники их реализации, применения конкретных инструментов.

Ключевым моментом в этом комплексе работ стала ERP-система SAP R/3. Она обеспечивает учет по более 650 видам затрат, по более чем 700 мест их возникновения, а также учет затрат по видам работ и продуктам.

Начальный этап строительства комплекса контроллинга предусматривает формирование развитой системы учета. Основными функциями и задачами в этой области являются создание и совершенствование системы управленческого учета с необходимой детализацией затрат, сбор и обработка данных, а также унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия и его подразделений.

Что касается управления документированными процедурами, то контроллинг обеспечивает информационную поддержку в виде аналитических отчетов, концептуальных проектов и методик выполнения процедур, а также различные регламенты управленческой деятельности.

Выполнение обязанностей в области управления на заводе возложено на дирекцию контроллинга, которая состоит из трех подразделений: отдел системного анализа и контроллинга, служба информационных технологий и канцелярия.

Первый отдел выполняет большую часть функций системного характера. Он осуществляет общее методическое руководство развитием системы контроллинга, надзор за правильностью исполнения организационно-методических решений, анализирует экономическую деятельность предприятия и контролирует динамику показателей управления. Служба ИТ занимается вопросами разработки и регулирования процессов управления и их информационного обеспечения. В задачи канцелярии входят совершенствование процессов организации документооборота, методическое руководство и контроль делопроизводства.

По словам заместителя генерального директора по контроллингу ОАО «ЧМЗ», д.э.н. Олега Дедова, компактная организационная структура службы контроллинга, наличие руководителя, который занимается комплексным применением его методологии, показывает, насколько серьезно руководство предприятия отнеслось к совершенствованию системы управления. На предприятии большое внимание уделяется системе учета. При этом функции контроллинга выходят далеко за его рамки. Контроллинг – это область деятельности, обеспечивающая согласованность управленческих действий всех подразделений на предприятии.

Система контроллинга и система качества дополняют друг друга. Наличие этих двух систем, их взаимосвязь обеспечивают реальное повышение качества управления.