О ком плачет комиссия?

| статьи | печать

Об основных направлениях работы налоговых органов с убыточными организациями рассказывает советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса Ольга КОРОЛЕВА.

 

Политика облегчения налогового бремени за счет снижения налоговых ставок, отмены ряда налогов, проводимая государством в последние годы, направлена на создание благоприятных условий для развития бизнеса и обеспечение одновременно полного и добросовестного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств.

При этом важно, что в таких условиях государство принимает на себя дополнительные обязательства, предусматривает исполнение ряда новых задач, направленных на решение как политических, экономических, так и социальных проблем, требующих дополнительных расходов из бюджета.

В связи с этим в настоящее время весьма актуальной является проблема изыскания дополнительных резервов и источников формирования доходов.

Как известно, роль администратора поступлений доходов в национальный бюджет отведена налоговой системе. Ключевой задачей на сегодняшний день является создание высокоэффективной налоговой системы с совершенным, качественным администрированием, не оставляющей недобросовестным плательщикам шансов уйти от неотвратимых последствий за уклонение от уплаты налогов.

 

Объективны ли причины?

Одним из приоритетных направлений налоговой политики, нацеленной на обеспечение исполнения дополнительных обязательств, взятых на себя государством, является активная работа налоговых органов с организациями, осуществляющими деятельность с убытками.

Очевидно, что извлечение прибыли является не только основной целью предпринимательства, но и мощным стимулом для развития бизнеса, который посредством исполнения налоговых обязательств способен сформировать дополнительные ресурсы для решения первоочередных задач федерального, регионального и местного уровней.

По данным Росстата, в 2006 году убыточными были 30% организаций. По данным налоговых органов, об убытках заявили 21,3% организаций — плательщиков налога на прибыль.

Поскольку согласно действующему законодательству организации вправе уменьшить налоговую базу на сумму полученных убытков, такая ситуация оказывает существенное влияние на снижение налоговой базы по налогу на прибыль, что приводит к значительным недопоступлениям налога в бюджеты.

Естественно, что отражение убытка в налоговой отчетности не всегда является свидетельством нарушения организацией налогового законодательства. Могут существовать и вполне объективные причины наличия убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации. Временное отсутствие прибыли может быть у недавно созданных организаций, у фирм, осуществляющих инновационную или инвестиционную деятельность, при наличии форс-мажорных обстоятельств и т.д. Но нередко встречаются случаи формирования убытков в результате ошибок при исчислении налоговой базы, умышленного сокрытия выручки или завышения расходов, использования схем «минимизации» или ухода от уплаты налогов и т.д.

 

Методы работы с убыточными организациями

Сейчас работа налоговых органов с убыточными организациями ведется особенно активно. Применяются более эффективные подходы, используются качественно новые инструменты.

Так, по решению ФНС России управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации созданы на подведомственных им территориях специальные Комиссии по легализации «теневой» заработной платы и работе с убыточными организациями. Вызов на комиссии в налоговые органы руководителей организаций, выплачивающих серые заработные платы, — уже «отлаженный» путь к выявлению налоговых нарушений и борьбе с ними. Работа же с убыточными организациями — направление новое, ставящее перед налоговыми органами ряд приоритетных задач: пресечение случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций; неправомерного завышения расходов за счет экономически необоснованных или документально неподтвержденных затрат; сознательного занижения доходов и других незаконных операций.

На комиссию вызывается руководство убыточных организаций с целью проверки достоверности указываемой налогоплательщиком в декларации суммы убытка, а также выяснения источников поддержания жизнедеятельности «нежизнеспособной» организации. Руководитель или главный бухгалтер убыточной компании обязан и вправе пояснить причины убыточности, предложить к рассмотрению планы, намеченные для исправления ситуации, а также высказать свои пожелания и предложения.

Кто же из всех убыточных организаций рискует быть вызван на комиссию, к кому внимание налоговых органов будет особенно пристальным?

Прежде всего для вызова руководителя на комиссию выбираются те организации, которые являются убыточными на протяжении двух и более налоговых периодов. Очевидно, что «хронически» убыточное состояние фирмы не свойственно основной цели предпринимательства, и налоговыми органами проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявления случаев неотражения оборотов от реализации. О таком нарушении косвенно могут свидетельствовать факты несоответствия выручки в бухгалтерской и налоговой отчетности, роста дебиторской и кредиторской задолженности при снижении выручки от реализации, превышения доли вычетов по НДС над средними показателями.

Как правило, работа налоговыми органами с убыточными организациями проводится сбалансированно в направлении снижения как сумм убытков, так и количества этих организаций. При этом особо пристальное внимание уделяется организациям, осуществляющим деятельность в таких высокодоходных, по оценкам специалистов, отраслях экономики, как розничная и оптовая торговля и строительство.

За счет чего продолжают свой бизнес организации с большим «стажем» на рынке в области строительства жилых и промышленных комплексов, реализующие построенные объекты по баснословной цене и заявляющие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда лет? Или как объяснить, что организация — собственник торгово-развлекательного комплекса сдает огромные площади в аренду, много лет подряд не имеет прибыли (не платит налог), но не спешит расторгать договоры аренды? При этом руководство таких организаций живет безбедно.

Ответы на эти и другие вопросы и пытаются получить налоговые органы.

 

«Досье» налогоплательщика

Вызову на комиссии предшествует всесторонний предпроверочный анализ на основании информации из внутренних (полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на налоговую службу функций) и внешних источников. Внешними источниками являются контролирующие и правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации, с которыми налоговые органы осуществляют обмен информацией в соответствии с действующим законодательством или на основании определенных соглашений. Кроме того, информация может быть получена по запросам из таможенных органов, банков, пенсионных фондов, инспекций по труду, администраций муниципальных образований и пр.

На основании полученных материалов составляется «досье» налогоплательщика, делаются выводы, позволяющие обоснованно оценить реальное финансово-хозяйственное состояние убыточной организации. Кроме того, налоговые органы располагают информацией о личном финансовом состоянии руководителя (главного бухгалтера, учредителей), в том числе и о выданных кредитах, при получении которых, очевидно, представлялась справка о реальных доходах.

Как правило, только после того, как у налогового органа появятся все основания полагать, что имеет место налоговое нарушение, руководство убыточной организации вызывается на комиссию.

 

Нарушителей накажут

При беседе на комиссии выявляются как обычные ошибки, так и сознательное занижение налоговой базы.

К нарушителям применяются меры, предусмотренные действующим законодательством. Также не остаются без внимания и те организации, руководители которых не явились по требованию налогового органа без уважительной причины на комиссию. Если организация не существует по указанному в учредительных документах адресу (возвращены уведомления), то осуществляются оперативно-розыскные мероприятия должностных лиц, составляются протоколы для привлечения к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП.

Руководители, проигнорировавшие требование налогового органа по поводу вызова на комиссию, повторно приглашаются для беседы, но уже на комиссию более высокого уровня (например, в Управление ФНС России по субъекту РФ). Также они могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.4 КоАП.

В случае когда руководитель убыточной организации не соглашается уменьшить сумму убытка, а у налогового инспектора при этом есть все основания полагать, что имеет место сокрытие доходов организации, может быть назначена выездная налоговая проверка.

 

***

Итоги работы налоговых органов с убыточными организациями за 9 месяцев 2007 года уже дали положительные результаты: доля таких организаций снизилась на 4,1% и составила 17,2% к общему количеству организаций — плательщиков налога на прибыль

Очевидно, что ФНС России и в дальнейшем будет активно продолжать работу с убыточными организациями, совершенствовать ее методы, формы и подходы. На следующем этапе важно уделять повышенное, максимально пристальное внимание также и деятельности фирм, отражающих нулевой финансовый результат.

 

К СВЕДЕНИЮ

Успешной работе комиссий с убыточными организациями способствует тесное взаимодействие налоговых органов с правительствами республик, областей, губернаторами, главами муниципальных образований. Действительно, кто как не представители власти знают, какие именно организации получили, например, разрешение на заключение договора аренды муниципальной собственности для осуществления предпринимательской деятельности, выиграли тот или иной тендер, получили определенную квоту и т.д. А вот кто из таких организаций не платит налог на прибыль, 17,5% которого поступает именно в территориальный бюджет субъекта, — об этом представители органов власти не только могут, но и обязаны знать! Естественно, что информация об убыточных организациях, полученная главами муниципальных образований при работе комиссии, будет использована в дальнейшем для принятия предупредительных мер при проведении конкурсов по инвестиционной деятельности, муниципальному заказу, закреплению маршрутов перевозок населения, аренде имущества, при получении лицензии, квот и т.д.

Также в целях повышения качества работы налоговых органов осуществляется взаимодействие с заинтересованными представителями министерств, служб, комитетов, агентств, инспекций, фондов, общественных организаций путем создания межведомственных комиссий.