От макро к микро

| статьи | печать

За фасадом отличных макроэкономических показателей последних лет скрывается проблема снижения конкурентоспособности средних и малых компаний, которая может стать болезненно острой после вступления России в ВТО. Решить ее могут точные меры микроэкономической политики, нацеленные прежде всего на развитие существующих сильных сторон нашего хозяйственного комплекса.

Макросреда формируется в основном на уровне Правительства. Однако ее качество является необходимым, но недостаточным условием для успешного развития экономики. Фактически благосостояние страны и ее граждан определяется микроэкономикой и зависит от способности компаний, в первую очередь средних и малых, создавать качественные товары и услуги.

Конкурентоспособность страны зависит от 3 основных факторов:

·         начальных условий, так называемого эндаумента, включающего природные ресурсы, географию и историю;

·         состояния макроэкономической, политической, правовой и социальной среды;

·         микроэкономической конкурентоспособности.

Именно последний фактор является определяющим, поскольку от него зависит производительность экономики. Но, к сожалению, последнее время его показатели снижаются на фоне улучшения макросреды.

Микроэкономическая конкурентоспособность зависит от многочисленных внешних условий и решений, принимаемых самими компаниями и органами власти в различных регионах страны. Их можно объединить в 3 основные группы (диагр. 1).

 

Алмаз деловой среды

Показатели качества микроэкономической деловой среды можно представить в виде 4 связанных между собой областей, составляющих фигуру, напоминающую алмаз (диагр. 2).

Самой сложной гранью алмаза микроэкономической деловой среды являются так называемые региональные правила игры. «ЭЖ» неоднократно писала об их недостатках, выявленных в результате исследования мнения бизнес-сообщества (см. «ЭЖ» №50, 2007 г., стр. 4).

Здесь добавим, что на Красноярском экономическом форуме Дмитрий Медведев первым пунктом своей программы развития экономики (первым «И») назвал совершенствование институтов, которые должны создавать благоприятные правовые и административные условия для работы всех отечественных предприятий.

Но таковы планы, а реальность выглядит совсем по-другому. На фоне красивых фраз о защите частной собственности, сказанных Владимиром Путиным на заседании Госсовета и Дмитрием Медведевым в Красноярске, происходит попытка рейдерского захвата компании «Арбат Престиж». Сегодня алмаз российской деловой среды выглядит очень мутным с крупными вкраплениями коррупции, что резко снижает нашу микроэкономическую конкурентоспособность.

 

Кластер-класс

Во вторую группу факторов микроэкономической конкурентоспособности входит уровень развития кластеров. По оценке профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, наиболее реалистичным путем диверсификации российской экономики и повышения конкурентоспособности на микроуровне является создание многопрофильных кластеров в отраслях, базирующихся на природных ресурсах.

Огромные запасы полезных ископаемых и хорошие перспективы мировых цен становятся залогом высоких финансовых поступлений от экспорта на годы вперед. Но экономическая политика при этом должна быть нацелена на повышение производительности этих отраслей, а не просто на увеличение их рыночного веса.

Основной акцент в развитии нефтегазовых кластеров следует перенести с экспорта сырья на развитие компаний, которые будут заниматься производством и поставками продуктов переработки углеводородов.

В нашей стране существуют 2региона, в которых на базе нефтегазовых залежей сформировалась экономика с диверсифицированной отраслевой структурой, — Татарстан и Башкортостан. Экономический профиль Татарстана во многом определяет топливная и нефтехимическая промышленность (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти). В республике добывается около 32 млн т нефти в год, причем местные компании выпускают около трети российского полиэтилена, синтетического каучука и автошин.

В 2007 г. валовой региональный продукт Татарстана вырос на 8,7% и составил более 740 млрд руб. Наибольший вклад в его рост внесли обрабатывающие производства. Интересно, что 48% прироста промышленного производства обеспечивается нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями и только 7% — за счет добычи нефти.

Похожая ситуация складывается и в экономике Башкортостана (см. «ЭЖ» № 08, стр. 4). Причем оба субъекта Федерации вошли в десятку лидеров в сделанном «ЭЖ» рейтинге социально-экономического положения регионов.

Нужно активнее использовать опыт поволжских регионов при формировании стратегий развития других субъектов Федерации, в которых эксплуатируются нефтегазовые ископаемые. Особенно важно учесть их опыт при долгосрочном прогнозировании в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы не повторить ошибок, сделанных во время создания сырьевой экономики в Западной Сибири.

Подробный перечень отраслей, в которых возможно создание многопрофильных кластеров, представлен в таблице.

 

Максимум рисков, минимум прибыли

К третьей группе факторов микроэкономической конкурентоспособности относится качество работы компаний. На сегодняшний день в России существует 3 основные категории предприятий, для каждой из которых характерны свои проблемы в сфере конкурентоспособности.

Крупные частные финансово-промышленные группы, сложившиеся в 90-х гг., по-прежнему являются значимой частью отечественной экономики. Благодаря своей производительности они опережают государственные и более мелкие частные компании, но отстают от иностранных фирм.

Государственные корпорации в настоящее время развиваются быстрыми темпами, но по большей части стремятся к увеличению своего размера и укреплению рыночных позиций, а не к повышению производительности.

Средние и малые компании увеличивают свою численность, но их количество до сих пор значительно меньше, чем в странах с аналогичным размером экономики. Именно эта группа предприятий находится в самых сложных условиях. Они подвержены максимальным рискам незаконного захвата собственности, вынуждены преодолевать искусственно созданные барьеры для свободной конкуренции и оплачивать высокие ставки административной ренты, что неизбежно снижает их экономическую эффективность.

В результате средние и малые фирмы вынуждены заниматься производством товаров с низкой себестоимостью вместо выпуска качественных изделий, для которых нужны долгосрочные инвестиционные стратегии.

Чтобы вывести эти компании на уровень, необходимый для обеспечения конкурентоспособности, нужно органично включать их в состав перспективных региональных кластеров. Там они смогут эффективно выстраивать свою деятельность, используя преимущества работы в составе многоотраслевых комплексов, во многом ориентированных на экспортные поставки.

Настало время качественно новой экономической политики, которая будет основываться на анализе реальных микроэкономических условий и вырабатывать точные и конкретные меры на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Центр экономической политики должен сместиться
в российские регионы, а вектор ее развития — от макро к микро.