Вторая национальная беда

| статьи | печать

Проблемы с дорогами существовали и существуют в России постоянно, а в весеннюю пору они ощущаются особенно остро. Как это обычно бывает, камнем преткновения является финансирование строительства, ремонта и обслуживания автодорог. И если на федеральном уровне поддерживать должное состояние еще как-то удается, то на региональном выделяемых средств постоянно не хватает.

Проверка на дорогах

В Саратовской области общая протяженность дорог составляет чуть менее 30 тыс. км. Согласно федеральным нормативам на их ремонт и содержание в минувшем году полагалось 5,3 млрд руб. Однако из-за бюджетного дефицита, как сообщил первый зампред комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области Владимир Илюшкин, было выделено в 10 раз меньше — только 520,7 млн руб.

В этом году областной бюджет расщедрился на 540 млн руб. и чуть более 1 млрд поступит из федерального бюджета, чего опять же явно недостаточно. Правда, председатель бюджетного комитета Саратовской облдумы Владимир Купцов пообещал, что в течение года областные депутаты постараются изыскать из доходной части еще как минимум 200 млн руб. Но о нормальном финансировании можно будет говорить лишь осенью 2009 г., когда будет достроен мост через Волгу в районе села Пристанное, съедающий сейчас большую часть дорожных денег.

На совещании, посвященном итогам работы вышеназванного комитета в 2007 году, его председатель, региональный министр Александр Орлов подтвердил приведенные цифры, однако посчитал, что дорожные предприятия области успешно завершили строительный сезон и выполнили весь комплекс работ, запланированный в минувшем году. Исходя, естественно, из годового лимита 520,7 млн руб.

Между тем его заместитель В. Илюшкин еще раньше сообщил, что согласно данным диагностики 80% региональных дорог и 40% мостов, входящих в состав сети областных дорог общего пользования, требуют незамедлительного ремонта. 17% мостов находятся в аварийном и предаварийном состоянии. Комитет по дорожно-транспортному строительству попросил Правительство рассмотреть предложения по поэтапному переходу на нормативное финансирование: в текущем году — на уровень 20%, в 2010-м — 80%, а в 2011 г. — 100%.

Зампред Правительства Саратовской области Александр Стрелюхин, присутствовавший на совещании, заверил дорожников, что областное Правительство делает все возможное для увеличения финансирования отрасли, но все же попросил их подумать об альтернативных источниках финансирования.

В Волгоградской области в 2007 г. на ремонт и содержание дорог было израсходовано в 5 раз больше средств, чем в предыдущем. Впервые за последние годы из федерального бюджета региону было выделено 5 млрд руб., половина из которых и пошла на строительство мостового перехода через Волгу в Волгограде. К концу нынешнего года планируется подготовить данный объект к открытию движения транспорта, а ввод в эксплуатацию первой очереди моста протяженностью 7,1 км намечен на вторую половину 2009 г.

На территории области находится более 10 тыс. км автодорог общего пользования. Около 8% из них относятся к дорогам федерального значения, более 92% — регионального. Трассы, считающиеся федеральной собственностью, полностью обеспечены твердым покрытием, областные дороги лишь на 83%. В 2008—2010 гг. на строительство дорог с твердым покрытием между населенными пунктами области планируется потратить более 3,3 млрд руб., покрыв асфальтом 269 км дорог.

 

Лучше, чем в Москве

Нешуточные бои за дороги идут в Самарской области. Здесь камнем преткновения стало финансирование ремонта и строительства дорог в самой Самаре. В марте минувшего года Борис Ардалин, являвшийся тогда министром транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, сообщил, что опорная сеть автодорог в областном центре обойдется в 150 млрд руб. По его словам, обсуждался вариант подписания договора с Минтрансом России, по которому с 2008 г. на паритетных началах из федерального и областного бюджетов будет тратиться 15 млрд на реконструкцию городских дорог.

В июне 2007 г. администрация Самары обратилась к депутатам губернской Думы с вопросом о дополнительном финансировании ремонта городских дорог, но получила отказ. Между тем, как пояснил тогда руководитель Департамента городского хозяйства администрации Самары Евгений Реймер, есть нормативы, по которым на реконструкцию и ремонт дорог необходимо тратить ежегодно 2 млрд руб.

В Самаре на протяжении многих лет на эти цели деньги в таких размерах не выделялись. Но у горадминистрации есть итоговый протокол согласительной комиссии от декабря 2006 г., где сказано, что из профицита бюджета должно быть выделено 895 млн руб. Поэтому чиновники и настаивали на этой сумме.

В самом конце года уже новый министр транспорта Самарской области Валерий Матвеев сообщил депутатам облдумы, что в регионе полностью выполнен план по ремонту автодорог в 2007 г. При этом, правда, он отметил, что областная целевая программа «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года», принятая в 2005 г., требует доработки и корректировки сразу по нескольким причинам.

В программе отсутствует конкретный перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции; не определена схема приведения в нормативное состояние бесхозных автодорог; не учтены затраты по модернизации улично-дорожной сети городского округа Самара; не определена схема выделения субсидий из областного бюджета на развитие улично-дорожной сети муниципальных образований и многое другое.

Программа будет, конечно, доработана, но самарский губернатор Владимир Артяков уже сообщил, что в течение 2008—2010 гг. на ремонт и реконструкцию дорог планируется потратить из федерального и областного бюджетов 3,6 млрд руб. «Я полагаю, что после максимум трехлетнего срока дороги и в Самаре, и в области станут европейского качества. Я убежден и обещаю, что они будут не хуже, а лучше, чем в Москве», — сказал губернатор.