Анализировать, делать, меняться

Анализ позволяет увидеть факторы, влияющие на изменение состояния предприятия
| статьи | печать

Многие предприятия работают при недостатке собственных оборотных средств — не хватает денег на финансирование текущей деятельности (в зависимости от сезонности). Ретроспективный анализ показывает, что такая ситуация возникает не вдруг: проблемы с денежными средствами накапливаются постепенно и по причине неправильного их движения.

 

Вместе с тем на предприятиях есть ряд сигналов, индикаторов, предупреждающих и указывающих на ухудшение их ликвидности и платежеспособности. Отдельные показатели при анализе баланса не позволяют понять внутренних причин постоянной или сезонной нехватки денежных средств. Информационная система организации не настроена на восприятие данных причин. Поэтому на них не реагируют, а саму ситуацию не воспринимают как проблемную, даже если некоторые специалисты и руководители замечают их.

Перестроить информационную систему предприятий на своевременное выявление негативных тенденций и потенциальных проблем поможет управленческий финансовый анализ.

 

Управленческий анализ

Управленческий анализ исходит из того, что финансовое и экономическое положение предприятия складывается под влиянием управленческих решений, принятых его руководством, в том числе в отдельных службах (снабжения, производства, сбыта). Они во многом определяют и конечные результаты деятельности предприятия (доходность и ликвидность), и политику финансирования.

В таком методе речь идет не об отдельных показателях, а о последовательном анализе и оценке принятых управленческих решений и методах работы, в первую очередь в финансовой сфере. Поэтому и нужен более глубокий и тонкий анализ с помощью показателей не только запасов, но и потоков денежных средств. Чем шире спектр показателей, тем детальнее они позволяют описать реальное положение дел.

Смысл аналитической работы состоит в том, чтобы выявить логику принятия решений и увидеть за движением денежных средств необходимые изменения во всех сферах — в производстве продукции, сбыте, снабжении, работе финансовой и экономической служб.

Анализ и диагностика существующих проблем являются основой как необходимого вмешательства в процессы предприятия, так и надежности принимаемых решений. Анализ позволяет увидеть факторы, влияющие на изменение состояния предприятия. Под ним понимается определенным образом организованная информация, а значит, и структуризация самой проблемы, которая позволяет ее решать.

Покажем это на примере фрагмента управленческого финансового анализа одного из предприятий нефтехимической отрасли.

 

Описание ситуации

Источником информации для анализа служат данные официальной финансовой и экономической отчетности предприятия. Период анализа — с мая по август 2006 г.

За август убыток от основной деятельности составил почти 12 млн руб. Судя по данным финансовой отчетности предприятия, негативная тенденция падения прибыли продолжается уже в течение 5 месяцев.

Задача анализа состояла в том, чтобы выяснить, что привело к такому положению дел и почему ситуация продолжает ухудшаться.

 

Финансовые результаты деятельности

Прибыль дает представление об экономическом положении организации, продажах продукции на рынках и эффективности его деятельности. Анализ финансовых результатов предприятия показывает сложившуюся устойчивую негативную тенденцию более быстрого роста затрат по сравнению с темпами роста выручки от реализации продукции. Следствием такого положения дел является падение доходов (прибыли от основной деятельности).

Доля затрат в реализованной продукции выросла с 94 до 103% за период с мая по август 2006 г. Подушка безопасности по заводу (рентабельность продаж) только в апреле составила 5,5%. В мае она упала до 2,5%, в июне — до 1,2%. А в июле и августе основная деятельность приносила убытки, причем в июле — 4,9 млн руб., в августе — 11,8 млн руб. (см. табл. 1). Необходимо выяснить, почему продажи растут медленнее, чем затраты.

Убытки — верный признак того, что на предприятии есть проблемы:

·         во взаимоотношениях с поставщиками и покупателями (работа на рынках);

·         внутри предприятия, в производстве;

·         доходы и структура затрат не сбалансированы.

 

Работа предприятия на рынках

Приведенные данные об инвестировании средств в текущую деятельность говорят о позитивном структурном сдвиге. Снизилась доля средств, вкладываемых в производство (запасы, незавершенное производство и готовая продукция), и увеличилась доля средств в обращении (дебиторы, платежные средства) (см. табл. 2). При этом доля платежных средств и их абсолютная величина хоть незначительно, но выросли.

Сезон продаж продукции данного предприятия — летние месяцы. Доля готовой продукции на складе снизилась с 14 до 9%. Рост продаж в 1,4 раза сопровождался увеличением дебиторской задолженности в 7 раз. Ее доля выросла с 4 до 29% в оборотных средствах (см. табл. 2), а приток денег от дебиторской задолженности замедлился на 12 дней (см. табл. 3).

Такая ситуация служит сигналом о том, что взаимоотношения с покупателями продукции не налажены, а работа с дебиторами не организована. Отсутствует структурированная информация по дебиторской задолженности. Следовательно, одна из основных проблем предприятия состоит в работе на рынках сбыта и с заказчиками по получению денег за отгруженную продукцию (дебиторами).

О перебоях с поставками сырья и материалов можно судить по снижению доли производственных запасов в текущих активах с 38 до 22%. А ускорение их оборачиваемости с 18 до 13 дней при росте продаж в данной ситуации говорит об их недостатке. К тому же в летне-осенний период возникают дополнительные трудности с приобретением сырья из-за сезонности и технологии работы сырьевых заводов.

Поэтому скорее всего в июле и августе оно не покупалось, а шло в производство со склада (оборачиваемость запасов ускорилась) (см. табл. 3). Все это говорит о том, что система снабжения и взаимоотношений с поставщиками пока не налажена.

 

Проблемы в производстве

Не организованная отделом снабжения работа с поставщиками по поставкам сырья напрямую влияет на проблемы организации производства, вызывая простои и его неритмичность. Об этом можно судить на основании большой (с учетом специфики данной отрасли) продолжительности производственного цикла, который составляет 7 дней. Хотя он и сократился с 10 до 7 дней.

Неэффективная организация производства, связанная в том числе с простоями оборудования для переналадки, ведет к росту затрат в целом по предприятию и, как следствие, увеличению себестоимости продукции и ее цены. Колебания длительности производственного цикла в пределах 6—10 дней говорят о том, что в течение всего года процесс производства неритмичен, часто неуправляем и зависит от работы снабженцев.

Таким образом, не налаженная с поставщиками работа ведет к сбоям в производстве, что отрицательно сказывается на соотношении качества и цены продукции и в результате ведет к проблемам с продажами. Технологическая цепочка создания стоимости построена неоптимально, и это порождает дополнительные затраты.

Поэтому и неудивительно, что в июле, в сезон продаж, затраты превысили доходы и появились убытки. Такая ситуация сказалась и на ухудшении финансового положения предприятия.