Заветы «Домостроя»

| статьи | печать

Великий Карамзин сравнивает историю с «главной», «необходимой» и даже «священной» книгой народов, заглядывать в которую должны все. И правители, и законодатели, и простые граждане. Уже по той простой причине, что книга эта — «зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». Если история — книга, то одним из ее замечательных свидетельств является литературное произведение средневековой России — «Домострой».

 

Каждый, кто занимается делом на Руси, должен не забывать о христианской чести, душу свою в чистоте хранить, совесть свою не запятнать недостойными православного человека помыслами и поступками. Вся хозяйственная деятельность должна быть пронизана высокими нравственными принципами, в этом основа благополучия, успешности в хозяйственных начинаниях, достатка в доме — так наставляет «Домострой».

Его автором большинство исследователей считают Сильвестра, протопопа Благовещенского собора в Кремле, входившего в ближайшее окружение молодого царя Ивана IV.

«Домострой» прямо утверждает, что истинно праведное богатство — это богатство, имеющее трудовую основу, что оно тогда прочно, тогда угодно Богу, когда согласуется с нравственными основами жизни, формирует, по сути, тот самый социальный капитал страны, о котором сегодня так много говорится.

В средневековой России необыкновенно удачно была выделена та ячейка экономической жизни, с которой и начиналась вся экономика государства — домовые хозяйства. И задачи их были простые и ясные: «Трудиться! Богатеть! Развиваться! Становиться сильнее, укреплять свое хозяйство, укрепляя тем самым и государство Российское».

Это центральная экономическая идея. Из нее вытекают и все остальные положения «Домостроя», относящиеся к правилам ведения хозяйства, в том числе требования рачительности, бережливости, строжайшей экономии, трудовой основы богатства и достатка.

В многочисленных наставлениях и заветах отчетливо прослеживаются многие черты русского социально-экономического менталитета, отношения к хозяйствованию. Ты богатей, зарабатывай, укрепляй собственное дело, но помни: душа важнее, чем разум, правда и справедливость важнее барыша. Главное в жизни — не вещественное богатство. Не ради него ты живешь, а ради Правды, Истины, ради Любви к Господу, Отечеству, ради Любви к ближнему.

Из-за непонимания реалий прошлого этот литературный труд все еще не освободился от надуманных ярлыков «домостроевщины». Некоторые утверждают, например, что в нем проповедуется мелочное скопидомство. Но ведь даже и сегодня в России во многих ее заброшенных деревушках, неперспективных поселках и небольших городах, чтобы не замерзнуть зимой, чтобы быть сытым, одетым, нужно загодя все приготовить и впрок. А что уж говорить про XVI век, когда сразу за околицей — глушь, леса и болота. Вот и будешь беречь всякую мелочь, каждый лоскуток…

«Домострой» — не только литературный памятник, он вошел в обычаи, порядки русского хозяйствования. И сегодня его заветы учат: работать нужно честно, рассчитываться за сделки сполна, не надо хитрить и обманывать, ведь обман обязательно обернется против тебя самого. Утверждаемые им нормы людского общежития и хозяйствования нисколько не устарели.

Так, глава 26 «Как человеку жить по своим средствам» гласит: «В повседневном своем быту: и в торговле лавочной, и в различных товарах, и в имуществе, и в жилье, и во всяком дворовом или в деревенском запасе, и в ремесле, и в доходах, и в затратах, и в займах, и в долгах — все по своим средствам рассчитывать надлежит, а уж из этого исходя и жить, и быт свой повседневный строить, чтобы согласно приходу был и расход».

А глава 21 наставляет: «А людей дворовых держи у себя хороших, чтобы знали ремесла и каждый занимался тем делом, какого достоин в зависимости от того, какому ремеслу научен. Но не был бы ни вор, ни бражник, ни игрок, ни грабитель, ни разбойник, ни блудник, ни чародей, ни пьяница, ни обманщик… А хозяева и хозяйки людей своих: мужей и жен, и их ребятишек, и всех слуг — жаловали бы, и кормили, и поили, и одевали, и обували, и в тепле держали, и во всяком покое, и всегда в достатке».

Эта книга сыграла заметную роль в формировании русской модели хозяйствования, исконно русской манеры вести дела. «Домострой» — необыкновенно удачно выстроенный свод православных правил, помогающих человеку жить достойно. По ним строилась жизнь наших предков не один десяток лет и не одно столетие, по ним пытаются сверять свои деяния и наши современники.

Каждый духовно жаждущий припадает к нему как к источнику нравственной чистоты и духовной силы, необходимой, чтобы жить на Земле и трудиться, не забывая о Боге, «с чистой совестью и в правде»! По-русски!

 

«Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня драгоценного. Такая большей выгоды не упустит: устроит мужу своему благополучную жизнь».

 

«И надлежит мужьям с любовью жен своих наставлять благоразумным поучением; жены же пусть мужей своих спрашивают о всякой добродетели, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить…».

 

«Каждый день и каждый вечер, выполнив свой душевный долг, утром по колокольному звону встать и после молитвы мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве, а на кого какая обязанность возложена и кому какое дело поручено, всех тех наставлять».