Змея, кусающая себя за хвост

| статьи | печать

Индекс потребительских цен за первые 4 месяца нынешнего года почти вышел на уровень инфляции, ранее прогнозируемый для 2008 года в целом. Правительство же громогласно обсуждает пакет антиинфляционных мер, одновременно раскручивая спираль инфляции в отраслях, которые само же регулирует.

Самыми высокими темпами на этот раз росли цены на платные услуги населению: прирост их тарифов за первые 3 месяца 2008 г. равнялся 7,5%. Наиболее сильный удар по кошелькам россиян нанесли цены на услуги ЖКХ, потолок увеличения которых главный борец с инфляцией — государство — установило в размере 17% по сравнению с 15% в 2007 г. (см. диагр.).

Тарифы на рыночные услуги вели себя скромнее и увеличились в среднем на 5,1%, что, однако, в 1,4 раза выше, чем год назад (3,6%).

Общий вклад тарифов на платные услуги в увеличение цен составил по итогам I квартала 1,9 процентного пункта.

Темпы прироста цен на непродовольственные товары за I квартал 2008 г. были самыми медленными, но тоже почти вдвое превысили прошлогодние показатели — 2% против 1,1%.

Столь умеренный — на общем фоне — рост обусловил небольшой вклад непродовольственных товаров в копилку (а вернее, дыру) инфляции — 0,7 процентного пункта.

Продукты питания в январе —марте 2008 г. замедлили свой галопирующий рост, но, прямо скажем, лишь слегка и ненадолго по сравнению с IV кварталом прошлого года. Прирост цен на продовольственные товары за первые 3 месяца составил 5,7%, что в 2,2 раза выше, чем в январе — марте 2007 г. (2,6%), но немного ниже, чем в IV квартале прошлого года (6,9%).

Вклад в инфляцию роста цен на продукты питания за первые 3 месяца равнялся 2,2 процентного пункта против 2,7 процентного пункта в IV квартале 2007 г. (за первые 3 месяца 2007 г. — всего лишь 1,1 процентного пункта).

Однако в апреле 2008 г. инфляция на рынке продовольственных продуктов увеличила скорость и в результате составила по итогам 4 месяцев 8%.

В конце прошлого года Правительство приняло ряд оперативных мер, направленных на сдерживание инфляции в группе товаров, имеющих большее значение для социально слабых слоев населения, включая «заморозку» цен на некоторые продукты (хлеб, молоко, подсолнечное масло и яйца).

Но после некоторого снижения инфляции в данной группе товаров в ноябре 2007 г. дальнейшего сокращения цен не происходило. За последние 4 месяца цены стабильно растут на 1,5—2,4% в месяц, а в апреле ценовой галоп ускорился до 5,4%. В целом же цены на продукты, к которым относятся и «замороженные» продукты, продемонстрировали по итогам 4 месяцев рост около 12%, значительно обогнав среднюю инфляцию (см. табл.).

По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что поставщики и продавцы продовольственных товаров, оставляя нетронутыми цены на определенные виды социально значимых изделий, с успехом компенсируют недостаток прибыли за счет других, более дорогих продуктов этой же группы.

На хлеб и хлебобулочные изделия цены только в апреле 2008 г. выросли на 6,4%, а общий показатель инфляции за 4 месяца составил 15,2%. Правда, ее уровень значительно (в разы) колебался в различных регионах.

В 10 субъектах Федерации рост цен на хлеб за январь — март 2008 г. превысил 15% (во Владимирской области — 22,6%, Республике Тыва — 22,5, Дагестане — 21,5, Мурманской области — 18,6%). Но в ряде регионов (на Камчатке, в Ингушетии, Брянской области, Чечне) органам власти удалось удержать ситуацию под контролем, и цена «насущного» здесь подросла не более чем на 2%.

 

Если не поймаю, то хотя бы пробегусь

В мае основные экономические ведомства должны представить в Правительство доработанный план мероприятий по борьбе с инфляцией, проект которого рассматривался Кабинетом министров в конце января нынешнего года. Кстати, тогда перед ними была поставлена задача, которая сегодня уже кажется просто наивной, — выйти по итогам 2008 г. на уровень инфляции 8,5%.

Минэкономразвития уже подготовило проект основных направлений мер сдерживания инфляции, который структурирован по содержанию, а также временному горизонту — на оперативные, среднесрочные и долгосрочные действия.

 

 

1 К первой группе мероприятий относятся меры кредитно-денежной политики. Для снижения влияния роста денежной массы на увеличение цен МЭРТ предлагает оптимизировать (читай — сократить) внешние заимствования компаний и финансовых институтов со значительным государственным участием. В этих целях предусматривается проведение комплексной оценки активных операций госструктур, которые сегодня чрезмерно увлекаются иностранными кредитами.

Здесь нужно понимать, что основными заемщиками среди госкомпаний являются такие корпорации, как «Газпром», «Роснефть», активно привлекающие зарубежные кредиты для приобретения новых активов. Шансы на то, что МЭРТ справится с этими гигантами, скажем откровенно, близки к нулю. Но само стремление чиновников нашего главного экономического ведомства обуздать их аппетиты на заимствования за рубежом достойны похвалы. В конце концов, новый Президент на другой должности может посмотреть на эту проблему по-иному… 

Более реальным выглядит предложение Минэкономразвития усовершенствовать налогообложение на рынке ценных бумаг, предоставив льготы по налогу на доходы при долгосрочном инвестировании средств граждан в эмиссионные ценные бумаги и паи инвестиционных фондов. 

К этой же категории мер примыкает принятие Федерального закона от 30.04.2008 № 55-ФЗ   «О дополнительных страховых взносах граждан на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

2 Ко второй группе относятся меры, направленные на рост производства, увеличение предложения товаров и развитие конкурентной среды. Нельзя сказать, чтобы все эти идеи блистали новизной.

Меры институционального характера направлены на содействие росту инвестиционной привлекательности инновационных секторов экономики, в том числе за счет увеличения их рентабельности и снижения налоговой нагрузки.

Естественным же монополиям обещают повышение эффективности регулирования цен на их продукцию и сдерживание роста издержек в условиях поэтапной либерализации рынков электроэнергии и газа.

Данное предложение, к сожалению, выглядит просто фарсом, потому что за I квартал 2008 г. цены на газ подскочили в регулируемом секторе на 25% (в целом на 28,4%), оставив далеко позади платные услуги и продовольственные товары. Для сравнения приведем рост цен на продукцию обрабатывающих отраслей за этот же период — 3%. Вполне понятно, какие сектора экономики будут привлекательны для потенциальных инвесторов при таком росте цен на продукцию естественных монополий.

Еще одна предлагаемая МЭРТ мера — совершенствование ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве — также выглядит неубедительно, ведь потолок увеличения цен тут устанавливается державой тоже гораздо выше средней инфляции.

Наиболее реалистичным в плане МЭРТ выглядит пункт о введении временных экспортных пошлин на ряд пищевых продуктов. Установление вывозной пошлины в размере 40% на пшеницу и меслин резко ограничило их экспорт в начале текущего года.

 

Цель не оправдывает средства

Минфин пока не представил свой вариант мер, направленных на обуздание инфляции, но мнение главы финансового ведомства Алексея Кудрина известно: переход к таргетированию инфляции в среднесрочной перспективе.

Таргетирование (от англ. target — цель) инфляции предполагает ориентацию всей экономической политики в первую очередь на снижение роста цен. В данном случае Центробанк получает широкие полномочия для принятия самостоятельных решений, направленных на снижение объемов денежной массы, которая является одним из главных источников инфляции в нашей стране.

Нетрудно догадаться, что при таргетировании инфляции возможно гораздо более весомое снижение курса доллара, чем происходит сейчас. Смогут ли выдержать отечественные предприятия, ориентированные на внутренний рынок, еще более низкий курс американской валюты — вопрос спорный.

Другим последствием перехода к таргетированию инфляции может стать жесткое ограничение государственных расходов, особенно в части заработных плат работников бюджетной сферы. Конечно, после завершения выборных баталий такая политика возможна, но может ухудшить положение социально слабых слоев населения, которые и без того страдают от инфляции. Сокращать госрасходы, конечно, нужно, но начинать следует с аппарата чиновников.

Но самое главное — таргетирование инфляции не устраняет базовой причины инфляции в России. Оборот внешней торговли в нашей стране составляет около 40% ВВП (для сравнения: в развитых странах — порядка 20%, в Китае — 30%). Огромная часть созданного отечественной экономикой продукта (нефть, газ, металлы, лес и др.) реализуется за рубежом, а для обмена поступающей валютной выручки Центробанк эмитирует рублевую массу.

Даже если снизить курс доллара и зажать госрасходы, структура экономики не изменится и причины инфляции будут воспроизводиться вновь и вновь.

В целом же складывается впечатление, что государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен. По всем группам товаров, которые регулируются державой (тарифы ЖКХ, газ, транспортные перевозки и т.д.), цены значительно опережают средний уровень инфляции. Словно змея, кусающая себя за хвост инфляции, государство вертится на одном месте, принимая одни меры, сокращающие вздутие цен, и одновременно вздергивая их в других отраслях экономики.