Обеспечение надежности

| статьи | печать
Проблема технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) возникла с момента создания техники и до сих пор требует своего решения. Сегодня эта деятельность, несмотря на наличие производственных процессов, все больше приобретает сервисный характер — оказание услуг.

 

Значительная часть основных фондов отечественных предприятий за годы реформ не только морально устарела, но и пришла в негодность. Другая часть, причем нового оборудования, закупленного и брошенного под открытым небом, вообще никогда не эксплуатировалась.

Наметившаяся стабильность в экономической жизни и подъем промышленности ставят новые задачи перед предприятиями. Это не только обновление оборудования, модернизация имеющегося, но и закупка новой техники. Инвестиции в приобретение новых машин и техники превышают более чем в 2 раза инвестиции в их модернизацию (см. табл.).

Если 15 лет назад страна занимала 3-е место в мире по выпуску металлообрабатывающего оборудования, то сегодня она опустилась на 23-е из 34 государств, его выпускающих. Производство металлорежущих станков упало до 5,4 тыс. против 74,2 тыс. единиц, да и по качеству они заметно уступают импортному. Поэтому предпочтение отдается иностранному оборудованию.

Еще в середине прошлого века обосновывалась периодичность отказов оборудования. Главное, угадать их ритм, тогда, проводя своевременное обслуживание, можно вообще избежать ремонтов техники с остановкой производства. Однако на практике эта теория практически не реализуется.

Так, остановка на профилактический ремонт в IV квартале 2007 г. Московского нефтеперерабатывающего завода привела к дефициту моторного топлива и росту оптовых цен. По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, это было совсем не связано с появлением новых машин на улицах. Более того, и дефицита как такового не было. Простой заводского оборудования повлиял на экономическую стабильность всего региона.

Планово-предупредительные работы по ремонту и техническому обслуживанию оборудования завода связаны с остановкой производства. Однако в рыночных условиях это «удовольствие» обходится весьма дорого.

И вновь встает задача уменьшения времени простоев, а по возможности замена ремонтов мониторингом текущего состояния оборудования и его техническим обслуживанием. Тем более что современное оборудование, оснащенное компьютерами и различными программами, если его специально не ломать, например нарушением режимов работы, морально устаревает быстрее, чем выходит из строя какой-либо его элемент.

Но есть и другая техника, которая выдерживает многие десятилетия практически непрерывной работы, требуя лишь периодической замены какой-то одной детали. На одном из отечественных предприятий всего 8 лет назад списали арочный штамповочный молот, который имел наковальню в 40 т, зарытую в землю. Он работал с 1896 г., когда его привезли из Бельгии и установили перед пуском завода.

Надежность функционирования оборудования и, как следствие, бесперебойная деятельность всего предприятия обеспечиваются грамотным сочетанием его технического обслуживания и проведением ремонтов.

Все это требует и новых подходов к управлению ремонтными службами и предприятиями, и высокого профессионализма их сотрудников.

Тому, как организовать ТОРО, и посвящен этот выпуск «Экономики бизнеса».

«ЭЖ»