E-learning в перспективе

| статьи | печать
9—11 июня 2008 г. в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялась международная научно-практическая конференция «Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика». Представители власти, вузовской общественности и бизнес-структур поделились перспективами развития e-learning в России.

В развивающихся и развитых странах на платформе e-learning формируется индустрия знаний, национальная инновационная система. Россия до сих пор продолжает «гнать на Запад сырье и получать оттуда продукты высоких технологий», констатировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Сегодня в России из 70 млн работающих только 2,5% проходят ежегодную переподготовку. «Обеспечить глобальное обучение граждан могут только развитые системы электронного образования», — выразил мнение президент Международного консорциума «Электронный университет» Владимир Тихомиров. На взрослое население ориентирована идея превращения университетов в парки знаний. По данным ЮНЕСКО, только 30% доходов вузам приносит образовательная деятельность, а 70 — знания, созданные для дальнейшего продвижения.

«Сейчас обучение происходит через открытие, студент приобретает знания сам путем поиска и экспериментирования», — рассказал об особенностях новой парадигмы образования директор Института серьезных игр (Ковентри) Дэвид Вортли. Технологии web 2.0 позволяют создавать контент всем участникам учебного процесса. В МЭСИ с помощью wiki и блогов активизируют научно-исследовательскую работу студентов. Применение упражнений и симуляций (кейсы, ролевые игры, проектные задания) позволяет студентам пройти стажировку в бизнес-среде и обеспечивает усвоение знаний на 95%. К 2015 г., по прогнозам, наиболее востребованными технологиями станут образовательные порталы, цифровые библиотеки, streaming-технологии.

Вместе с изменением роли учащегося меняется и роль преподавателя — сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса. Способности преподавателей мотивировать студентов к обучению с помощью технологий будут к 2015 г. особенно цениться.

Качество электронного обучения — самый стратегически важный вопрос по результатам опроса 182 специалистов из 146 университетов 47 стран мира. Обсуждали его и на конференции в МЭСИ. Ряд особенностей электронного обучения априори улучшает его качество: индивидуализация обучения, возможность онлайн-актуализации контента, высвобождения времени обучения за счет сокращения лекционных часов.

Подводя итоги конференции, ее участники отметили необходимость описания методик проведения занятий с помощью технологий e-learning, обучения профессорско-преподавательского состава информационным технологиям. Кроме того, необходимы изменения в сфере нормативно-правового регулирования, касающиеся работы представительств вузов, оценки работы преподавателей в электронной среде.