Законодательный календарь («Корпоративные стратегии», № 39, 2008 г.)

Сентябрь
| статьи | печать
Законодательный календарь («Корпоративные стратегии», № 39, 2008 г.)

Интригующее объединение

МЭР разработало новый законопроект, предполагающий единую модель акционерного общества. Планируется ликвидировать деление на ОАО и ЗАО. Также будут добавлены новые обязанности по раскрытию информации публичными и непубличными компаниями.

Концепция законопроекта, разработанная министерством, предлагает скорректировать Гражданский кодекс РФ, а также законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», закрепив единую модель акционерного общества без деления на закрытое и открытое. Вместе с тем планируется предусмотреть дифференцированную систему регулирования АО в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал и где обращаются акции (то есть разделить АО на публичные и непубличные).

Из зарубежного в российское законодательство планируется внедрить требование о том, чтобы и резиденты, и нерезиденты, приобретающие права контроля в компаниях, раскрывали информацию о количестве голосующих акций. При этом под приобретателем понимается не только владелец акций, но и любое другое лицо, которое может на общем собрании контролировать голоса по акциям, принадлежащим третьим лицам, в том числе по акционерным соглашениям.

Непубличные компании будут обязаны раскрывать информацию лишь в случае выпуска и размещения облигаций и других эмиссионных бумаг среди неограниченного круга лиц. По мнению МЭР, наиболее эффективным средством воздействия на нарушителя является ограничение на определенный срок права голоса по принадлежащим ему акциям.

Как полагают эксперты, деление акционерных обществ на публичные и непубличные соответствует мировому опыту. В России в результате приватизации появилось много ОАО, имеющих небольшое количество акционеров и не стремящихся к публичности, однако действующее законодательство понуждает их к раскрытию информации, которая, по сути, никому не нужна, но требует больших затрат. Переход в ОАО не всегда оправдан, и в случае принятия законопроекта, отменяющего ЗАО, многие участники рынка скорее  всего выберут форму ООО.

 

Не время для новаций

МЭР выступает за радикальное снижение налогов с 2010 г. От снижения НДС ждут роста его собираемости и расцвета инвестиций и инноваций, на которые, по мнению министерства, бизнес направит освободившиеся средства.

Следующий этап – увеличение темпов роста ВВП.

Однако в Минфине считают иначе: за 4 года рост собираемости НДС сможет только частично компенсировать снижение его ставок. Что же касается суммы выпадающих в ходе снижения НДС бюджетных доходов, то она (по расчетам Минфина) составит 800 млрд руб., или 1,8% ВВП. Также они считают, что за прошлые 8 лет налоги были сокращены весьма значительно. Сейчас же снижение НДС упрется в объемы финансирования пенсионной системы и развитие инфраструктуры.

В Минфине уверены, что момент, когда темпы экономического роста начали снижаться, – не время для налоговых новаций. Снижать налоги необходимо на стадии поступательного наращивания темпов экономического роста. Сейчас же стабилизировать экономическую ситуацию может лишь снижение госрасходов.

Таким образом, в Минфине полагают, что самую трудную часть задачи им решить удалось – то время, когда снижение налогов было более оправданным, уже прошло. Сегодня снизить НДС можно только в том случае, если Президент использует свой политический ресурс.

 

Нет ничего более постоянного, чем временное

Минэкономразвития подготовило новый законопроект, который, возможно, введет в России институт временных членов совета директоров, назначаемых судом по иску миноритарных акционеров. Чиновники решили позаботиться о тупиковых ситуациях, связанных с невозможностью принятия решений советом директоров.

Согласно пояснительной записке тупиковые ситуации на практике возникают в акционерных обществах с двумя крупными акционерами и связаны они с невозможностью принятия советом директоров решений по самому широкому кругу вопросов, в частности образованию единоличного исполнительного органа. Все это может привести к тому, что обществу будут причинены убытки или созданы серьезные препятствия для его нормальной работы.

МЭР предлагает узаконить акционерные соглашения, а также ввести институт временных членов совета директоров, которые будут выбираться по суду из списка независимых директоров компании и наравне с действующими членами совета директоров принимать решения об избрании единоличного исполнительного органа АО.

Предполагается, что право на предъявление иска к обществу о назначении арбитражным судом временных членов совета директоров получат акционеры, владеющие более 25% обыкновенных акций.

Также чиновники предлагают наказывать рублем тех членов совета, которые своими действиями причинили компании убытки.

 

Работа над «ошибками»

ФАС внесла новые поправки в антимонопольное законодательство. Документ уже направлен на согласование в ведомства.

Федеральная антимонопольная служба завершила работу над вторым пакетом антимонопольных поправок в законодательство и направила законопроекты на согласование в ведомства (первый, вводящий в том числе оборотные штрафы, вступил в действие в мае 2007 г.).

В сравнении с предыдущей редакцией документа проект сохранил самые спорные нормы. Часть этих норм фигурировала в проекте ФАС закона о торговле, принятие которого заблокировано Минпромторгом, часть – абсолютные новшества, не использующиеся ни в одном антимонопольном кодексе мира и в теоретических работах.

Вместо запрета «злоупотребления влиянием» – самой критикуемой нормы предыдущей версии документа – в законопроекте появилась норма о «злоупотреблении рыночной властью», которая понимается как «включение в договор условий, невыгодных для контрагента». Суть статьи осталась прежней – действия компании, даже не занимающей доминирующего положения на рынке, могут караться штрафом до 15% от оборота, если она не отвечает «принципу добропорядочности, разумности, справедливости», препятствует «продвижению товара на рынок» или создает «дискриминационные условия» контрагенту.

Нововведением проекта является госрегулирование доступа к объектам инфраструктуры за пределами госмонополии. Правительству предписано «устанавливать правила недискриминационного доступа» к любой инфраструктуре.

Пакет предложений ФАС предусматривает также возможность запрета на расширение бизнеса для крупных компаний. Так, если компания, торгующая продовольствием, владеет в пределах субъекта РФ или муниципального образования более 35% торговых или складских площадей, ей запрещается расширять бизнес.

ФАС рассчитывает завершить согласования и внести проект в Правительство до середины сентября. То есть в Госдуму он может попасть еще до конца этого года.

 

Проверяя, доверяй!

17 сентября Госдума в первом чтении приняла законопроект, ограничивающий возможность сотрудников правоохранительных органов проверять бизнесменов. Силовики не смогут проводить проверки по любым поводам, включая бухгалтерскую отчетность и финансовую деятельность в целом.

Согласно документу оснований для проведения проверок станет на 50 меньше. Их разрешено будет проводить только при наличии информации о реальном или готовящемся преступлении, а также в случае угрозы жизни и здоровью людей.

Законопроект предусматривает, что в ходе проверки все документы предприятия остаются на месте, также с них должны быть сняты копии. Таким образом, сотрудники смогут продолжать свою деятельность, пока проводится проверка.

По мнению главы комитета Госдумы по экономической политике Евгения Федорова, принимаемые законопроекты носят революционный характер, поскольку впервые государство признало, что оно оказывает избыточное давление на бизнес.

Планируется, что поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон «О милиции» вступят в силу 1 января будущего года.

Законопроектом вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности посредством установления обязанности предпринимателя направлять в уполномоченные госорганы уведомление о начале своей деятельности.

Направление таких уведомлений предполагается осуществлять после госрегистрации предпринимателя в качестве юридического лица. Одновременно планируется установить перечень видов деятельности, не требующих предварительного уведомительного порядка, который будет утверждаться Правительством РФ.

Законопроект также вводит 2 вида проверок: документарные и выездные. При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведения документарной недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.

В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль должен будет осуществляться не более чем 1 раз в 3 года. Устанавливаются временные  ограничительные сроки проведения проверок субъектов малого бизнеса: общее время проведения госорганом выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства в течение календарного года не должно будет превышать 70 часов для малых предприятий и 15 часов – для микропредприятий.