Нужны новые принципы поддержки

Кризис – не катастрофа, а повод для осмысления ситуации и принятия новых решений
| статьи | печать

Суммы, которые сегодня государство выделяет на преодоление возможных последствий финансового кризиса, можно без преувеличения на звать беспрецедентными. Редакция «ЭЖ» попросила представителей банковской системы и экспертного сообщества высказать свое мнение об условиях предоставления финансовой поддержки и возможных последствиях предложенного державой порядка распределения средств.

 

Дифференцированный подход

Анатолий Аксаков, депутат Государственной Думы РФ, президент ассоциации региональных банков «Россия»

 

Поддержанные Федеральным Собранием РФ инициативы Президента страны о выделении крупнейшим российским банкам долгосрочных субординированных кредитов на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса позволяют рассчитывать на недопущение негативных явлений в экономике. Но завершение острой фазы кризиса ликвидности должно стать началом основательной модернизации российского законодательства о банках.

На мой взгляд, теперь следует продолжить обсуждение принципов выделения такой

помощи, поскольку средства выделяются определенным финансовым организациям, вне зависимости от вида и качества их активов. Таким образом, на получение значительного объема государственных средств претендует ограниченное число кредитных организаций, прежде всего с государственным участием.

В результате явочным порядком формируется многоуровневая модель банковского сектора. На особом положении оказались три банка с государственным участием. Крайне ограниченное число федеральных коммерческих банков, имеющих кредитные рейтинги международно-признанных иностранных рейтинговых агентств, могут рассчитывать на помощь Минфина и Банка России. А сотни стабильно работающих банков, которые не могут похвастаться такими рейтингами, фактически отрезаны от рефинансирования и государственной поддержки. А ведь от судьбы именно этих банков зачастую зависит доступность финансовых услуг в отдельных регионах, работу с которыми крупные банки не считают целесообразной.

В американском «плане Полсона» заложен иной принцип государственной поддержки – выкуп так называемых токсичных активов, распределенных по различным финансовым институтам. Таким образом, власти США оказывают помощь не конкретным финансовым институтам, а определенным классам финансовых активов, что позволяет рассчитывать на получение бюджетных средств широкому кругу субъектов экономики, а не только отдельным банкам.

Убежден, что именно сейчас необходим дифференцированный подход к банковскому регулированию и надзору. Важно, чтобы долгосрочное государственное финансирование было предоставлено банкам, которые работали по государственным ипотечным программам. На балансах небольших банков до сих пор остаются ипотечные кредиты в объеме более 200 млрд руб., предоставленные в рамках государственных программ и стандартов. Именно поэтому необходимо «кредитовать активы, а не банки».

Речь должна идти о полном и оперативном выкупе соответствующих активов или кредитовании под их обеспечение. Тем самым государство окажет адресную помощь банкам, которые задействованы в программах долгосрочного кредитования и поддержки реальной экономики. И не следует ограничиваться толь ко ипотечными кредитами. Необходимо обратить внимание на кредиты, предоставленные малым и средним предприятиям.

С вступлением в силу анти кризисного закона считаю необходимым также внести ряд поправок в документы ЦБ РФ. В частности, необходимо включить в список рейтингов, принимаемым Банком России, российские рейтинговые агентства. Об этом я намерен говорить на встрече российских банкиров с руководством Центробанка.

Одновременно законодателям вместе с исполнительной властью необходимо разработать и принять реальные государственные инструменты и региональные механизмы поддержки финансовой системы в кризисных ситуациях. По существу, окончание острого периода мирового финансового кризиса должно стать началом большой работы по совершенствованию банковского законодательства в стране.

 

Пока каждый выживает сам

Ольга Волошина, заместитель председателя правления Верхневолжского банка

 

Сейчас сложно спрогнозировать развитие ситуации, пока нам хватает своей ликвидности. Но, если среди населения начнется паника, тогда ресурсы понадобятся. Ведь мы работаем на расчетных счетах и вкладах. Сейчас ни один банк не кредитует другие кредитные учреждения, каждый выживает сам.

Государственную финансовую помощь целесообразно предоставлять в форме кредитной линии таким образом, чтобы существовал определенный лимит. В этом случае банк в случае кризисной ситуации может воспользоваться такими денежными средствами. Естественно, нужно выдавать финансовые средства региональным банкам без обеспечения, потому что у большинства их такого обеспечения нет, например, ценных бумаг, сохранивших достаточную стоимость.

Кроме того, нужно обеспечить быстрые процедуры оформления, которые позволят получать финансовую помощь в сжатые сроки. Иначе банк может просто не успеть получить необходимые средства.

Если говорить о возможном проценте, то, на наш взгляд, он должен составлять не выше 10% годовых, а срок – не менее 6 месяцев.

 

Концентрация активов ускорится

Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка

 

Объявленный пакет финансовой поддержки составляет в общей сложности 110 млрд долл., что более чем достаточно для решения проблем на финансовом рынке. На данный момент активно задействованы два инструмента – депозиты Минфина и снижение ставки ФОР Центральным банком. Эти меры уже позволили дать банкам около 45 млрд долл. за последние 2 месяца.

Финансовая помощь, предоставляемая крупнейшим финансовым институтам, будет постепенно поступать в более мелкие банки, в основном через механизм покупки-продажи активов.

В ближайшие месяцы процесс концентрации банковских активов ускорится, если сейчас на долю 30 крупнейших банков, имеющих доступ к депозитам Минфина, приходится 65% всех банковских активов, то через 6–12 месяцев их доля может увеличиться до 70–75% активов.