Письмо Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/2/133

| статьи | печать
Обязан ли банк признавать в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов штрафы, пени или иные санкции за нарушение договорных обязательств в случаях, когда условиями договора установлен размер неустойки при наступлении определенных обстоятельств? Какая дата признается датой признания дохода в целях исчисления налога на прибыль, если условиями договора неустойка начисляется за каждый день просрочки платежа?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета доходов в виде неустойки за нарушение договорных обязательств и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации за нарушения договорных обязательств в договоре может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке. Порядок признания должником штрафов за нарушение договорных обязательств регулируется гражданским законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом порядок признания указанного дохода для целей налогообложения определяется методом признания расходов и доходов, применяемым налогоплательщиком. В соответствии с подп. 8 п. 7 ст. 272 Кодекса при применении метода начисления доходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств учитываются на дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда.

Учитывая изложенное, дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли внереализационного дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.

Следует учитывать, что признание указанных сумм должником может быть осуществлено как в форме согласия с предъявленными требованиями, так и в форме совершения должником конкретных действий по исполнению обязательства, которые свидетельствуют о признании долга.

Таким образом, суммы неустойки за нарушение договорных обязательств учитываются в налоговом учете на дату признания соответствующих сумм должником либо на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. При этом наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании п. 3 ст. 250 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

И. ТРУНИН