Каковы самые востребованные темы бизнес-обучения

| статьи | печать

На это, в частности, ответило совместное ежегодное исследование Сбербанка, Минэкономразвития России, Ассоциации развития финансовой грамотности, Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и ТПП РФ «Индекс предпринимательской образовательной активности» (Индекс ПОА).

Названный индикатор отражает уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченность российского населения в такие программы.

В 2022 г. обучение по программам предпринимательского образования прошли более 200 тыс. человек, а всего за четыре года мониторинга — 700 тыс. В исследование вошло порядка 3 тыс. компаний и организаций, которые за четыре года реализовали более 5 тыс. образовательных программ.

Авторы исследования констатируют, что по-прежнему ключевой базой для анализа выступают программы, реализуемые центрами «Мой бизнес» и другими организациями инфраструктуры поддержки МСП. Также с этого года в мониторинг включены программы Российского экспортного центра и одного из крупнейших онлайн-операторов — компании «Нетология».

Исследование показало, что 68% всех прошедших за четыре года обучение — молодые люди до 35 лет. Самые востребованные у них темы обучения связаны со стартом бизнеса, основами самозанятости и креативным предпринимательством.

Другим важным фактором, который определяет востребованность тех или иных программ, исследователи считают фактическую занятость обучающегося. Предпринимательский опыт и этапы развития бизнеса существенно влияют на выбор и содержание программ обучения. 43% прошедших обучение (из тех, кто рассказал о своей занятости) — действующие предприниматели (собственники компаний или ИП). Еще 9% зарегистрировали себя в качестве самозанятых. Остальные 48% потенциально готовы открыть собственное дело, среди них есть школьники и студенты, работники по найму, безработные и пенсионеры.

Лидерами спроса стали такие темы, как продажи, в том числе через маркетплейсы, — 22%, бизнес-планирование — 15%, брендирование, маркетинг, привлечение клиентов — 15%, а также формирование отчетности, юридическая и финансовая грамотность — по 9%.

Согласно исследованию, спрос по направлениям сильно отличается в разных субъектах. Так, тема финансовой грамотности оказалась наиболее популярной в таких регионах, как Орловская область, Республика Бурятия и Республика Карелия (более 25%). Продажи наиболее популярны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ивановской и Пензенской областях, Удмуртской Республике (более 25% от всех запросов в регионе).

Говоря о фактически удовлетворенном спросе, авторы исследования указывают, что данный показатель также очень отличается в разных направлениях программ обучения и каждое направление должно рассматриваться в отдельности в разрезе российских регионов. В целом, считают они, есть потенциал к наращиванию программ по повышению юридической грамотности, обучению формированию отчетности, основам охраны труда и продажам.

Важный ориентир для субъектов РФ в исследовании — среднероссийские показатели: число прошедших обучение на 1 тыс. населения (девять человек), средневзвешенное время обучения на одного человека (19 часов), количество реализованных программ на один субъект (41).

Исследователи поясняют, что индивидуальные показатели Индекса ПОА могут использоваться для выработки стратегии повышения предпринимательской образовательной активности и инвестиционной привлекательности региона.

Итоговый индекс по методике 2023 г. отражает корреляцию баланса спроса и предложения на бизнес-обучение с предпринимательской активностью в регионе с учетом его инвестиционной привлекательности (по данным Национального рейтингового агентства). На основе значений данного индекса формируется ренкинг субъектов РФ. Первая волна исследования прошла в 2022 г. В конце 2022 г. была достигнута договоренность о включении показателей Индекса ПОА в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2023 г. в качестве внерейтингового показателя, информируют авторы исследования.