Снижение ключевой ставки ЦБ не вызвало сильного энтузиазма у бизнеса

| статьи | печать

Понижение ЦБ РФ ставки до 6,0% бизнес и экспертное сообщество расценивают в лучшем случае как аванс для будущих снижений, в худшем — как продолжение грабежа Центральным банком промышленности и населения.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова корректно назвала свой комментарий по поводу снижения решения ЦБ так: «Потенциал для смягчения политики сохраняется». Про «грабеж» выразился бизнесмен Олег Дерипаска. А в «Независимой газете» Константина Ремчукова деловито сравнили политику ЦБ РФ с политикой европейских банков и показали, что снижение ключевой ставки на наблюдаемом уровне не только не ведет к удешевлению денег, но даже — к их удорожанию.

Н. Орлова пишет, что решение ЦБ продиктовано, главным образом, более быстрым в сравнении с ожиданиями замедлением годовой инфляции. По данным Росстата, инфляция в январе составила 0,4% м/м. В итоге годовая инфляция замедлилась до 2,4% г/г с 3,0% г/г в декабре 2019 г. При этом Н. Орлова отмечает важный негативный фактор: это замедление в основном произошло из-за слабого роста цен в непродовольственном сегменте, который составил 0,2% м/м, оказавшись самым низким с 2010 г. уровнем за январь. Это говорит о том, что несмотря на ускорение роста ВВП с 0,7% г/г в 1П19 до 1,8% г/г в 2П19 (и восстановление роста потребления с 2,2% в 1П19 до 2,4% г/г в 2П19), конечный спрос не является достаточно сильным и может способствовать сохранению слабой инфляции в непродовольственном сегменте в ближайшие месяцы.

Альфа-банк считает: если инфляция сохранится на уровне 0,4% м/м, ЦБ сможет избежать дополнительного понижения ставки. Н. Орлова отмечает, что ситуация в мире говорит в пользу смягчения монетарной политики, она выражает понимание дефляционных опасений.

Аналитик пишет: «Заслуживает внимания и тот факт, что уже несколько дней внимание участников рынка приковывает новое распределение сил между правительством и ЦБ. Эти опасения усилились после того, как на этой неделе первый вице-премьер России Андрей Белоусов объявил о более тесном сотрудничестве правительства с ЦБ. Рынок воспринял это заявление как знак усиления давления на ЦБ. Тем не менее мы считаем, что угрозы независимости ЦБ от предложения г-на Белоусова преувеличивать не стоит, так как в любом случае ключевые экономические решения принимаются консенсусно. При этом, ввиду желания нового правительства ускорить экономический рост за счет госрасходов, положение ЦБ в случае появления инфляционных рисков становится менее комфортным».

Н. Орлова не исключает понижения ставки на 25 б.п. на следующем заседании ЦБ 20 марта.

Олег Дерипаска в своем Telegram-канале так прокомментировал решение ЦБ: «ЦБ снизил ставку на 0,25%. Первая подножка правительству Мишустина... Грабеж Центральным банком промышленности и населения продолжается. Пристегните ремни».

Бизнесмен указывал на необходимость снижения ключевой ставки «до адекватных глобальному тренду 4,5%, а не на очередные позорные 0,25%... Если мы не хотим загнать российскую экономику в тупик, ждать нельзя».

Ранее О. Дерипаска говорил, что действия ЦБ ведут к закрытию предприятий и сокращению числа рабочих мест.

«Независимая газета» К. Ремчукова сравнила действия ЦБ РФ с решениями центробанков других стран. С начала этого года 13 центробанков снизили процентные ставки. Россия — среди них. Но стоимость кредита в РФ до сих пор завышена, особенно если сравнить уровень ставок с текущей инфляцией. «Среди 14 государств, изменивших в начале года параметры денежно-кредитной политики, Россия оказалась в тройке стран с самым большим разрывом между ставкой и инфляцией — после Украины и Азербайджана», — пишет НГ.

Дело в том, что если брать уровень реальной, с учетом текущей инфляции, ставки, международные сопоставления будут не в пользу России. «В РФ реальная ставка составляет теперь около 3,6% с учетом январской годовой инфляции. Из крупных развивающихся рынков ставки выше пока только в Мексике: инфляция — 3,24%, ставка — 7,25%, реальная ставка — 4,01%, — пишет в своем Telegram-канале директор по инвестициям „Локо-Инвеста“ Кирилл Тремасов. — Причем в ближайшее время Банк Мексики, по экспертным прогнозам, скорее всего, снизит ставку до 7%... Банк России уже снизил ставку до 6%, но инфляция на конец февраля тоже снизится (2,2—2,3%). Так что реальная ставка у нас будет оставаться на повышенном уровне (3,5—4%) как минимум до середины года... ЦБ считает нейтральной реальную ставку на уровне 2—3% годовых. Реальная ставка оценивается, конечно, к ожидаемой инфляции (инфляционному таргету), а не к текущей. Если оценивать так, то монетарную политику можно признать близкой к стимулирующей. Если оценивать реальную ставку к текущей инфляции, то ее уровень вряд ли можно назвать стимулирующим».