Олег Мовсесян: «Мы ищем людей, которые хотят и могут развивать технологический стартап»

| статьи | печать
Олег Мовсесян, генеральный директор Научного парка МГУ

Чтобы успешно коммерциализировать научные идеи, необходимо идти от потребностей рынка и бизнеса. В этом помогают различные образовательно-акселерационные программы, например, реализуемые на базе Научного парка МГУ. О том, что это за программы, как отбираются участники и бизнес-партнеры, и о многом другом корреспондент «ЭЖ» побеседовала с Олегом Мовсесяном, генеральным директором Научного парка МГУ.

«ЭЖ»: По каким критериям идет отбор участников в акселерационные программы Научного парка МГУ?

Олег Мовсесян: Образовательно-акселерационные программы Научного парка МГУ «Формула Успеха» ориентированы, с одной стороны, на компании, уже существующие на рынке и готовые предложить участникам задачи для решения, а с другой стороны, на молодых профессионалов, которые видят возможности выстроить свой собственный бизнес и заработать. Мы помогаем участникам создать вокруг этих возможностей стартапы и преодолеть долину смерти — самый сложный период в развитии нового проекта. То есть мы ищем людей, которые хотят и могут развивать технологический стартап. Хотят — это значит готовы уделять не менее двадцати часов в неделю на развитие нового бизнеса. А могут — значит обладают необходимыми компетенциями и, конечно, достаточно активны, чтобы решать задачи, связанные с выводом продукта на рынок.

В этом году мы при поддержке Фонда «Национальное интеллектуальное развитие» (бренд «Иннопрактика») запустили программу в нефтегазовой отрасли. Поэтому искали кандидатов, получивших специальности в области геологии, геофизики, программирования, химии, экологии, биологии, а также маркетинга и юриспруденции. Наша программа полностью бесплатна для участников. При этом они должны проживать в Москве или ближайшем Подмосковье, потому что программа предполагает очное присутствие.

Информирование кандидатов о программе проходит с помощью сети наших партнеров, которых более полусотни. Среди них: профильные вузы, негосударственные институты развития, средства массовой информации и сообщества в социальных сетях. После подачи заявки сначала осуществляется заочный отбор, а потом — очное собеседование, по итогам которого мы принимаем решение, готов ли кандидат стать участником программы. Прежде всего мы обращаем внимание на то, имеет ли потенциальный участник управленческий опыт, обладает ли он лидерскими качествами и коммуникационными навыками. Самое главное качество для будущего успешного предпринимателя, на наш взгляд, — это настойчивость. Все остальные умения — производные.

«ЭЖ»: Как выбираются бизнес-партнеры и строится работа с ними?

О.М.: Два основных требования к компаниям, стремящимся стать нашими индустриальными партнерами, — это, во-первых, сформулировать такие бизнес-задачи, которые реально решить за год, обосновав их актуальность на рынке и оценив их потенциальный объем. И, во-вторых, делегировать специалиста (или нескольких представителей компании), способного курировать работу команды в течение года. Научный парк подписывает соглашение о сотрудничестве со всеми индустриальными партнерами и вместе с бизнес-трекерами принимает участие в разработке бизнес-планов и создании прототипа, все это происходит в рабочем порядке.

«ЭЖ»: Кто выступает организатором программы и как ведется организационная работа в рамках проекта? Как оплачивается работа молодых ученых в проекте?

О.М.: Проект «Формула НЕФТЕГАЗ», как и две предыдущие программы в сфере БИОТЕХ, организован Научным парком МГУ при поддержке «Иннопрактики». Наша задача — вывод программы на устойчивое развитие за счет спонсорства и услуг, оказываемых индустриальным партнерам. В результате нашей работы создается стартап с командой, прототипом, подтвержденным спросом.

Что касается оплаты труда молодых исследователей, то мы работаем с предпринимателями, мотивированными получить долю в будущем бизнесе. При этом они имеют возможность бесплатно пройти программу уровня MBA, которая на рынке стоит около миллиона рублей. Мы же фактически предоставляем возможность получить бизнес-образование бесплатно. Молодые предприниматели начинают сами начислять себе зарплату, как только привлекают к проекту финансирование: первые гранты и инвестиции. По факту участники наших программ получают гораздо больше, чем зарплату: они имеют долю в бизнесе и доступ к рынку через связи наших индустриальных партнеров. Бизнес, в свою очередь, получает новый успешный продукт и часто выходит на новый уровень развития. Так, например, было с нашим индустриальным партнером — группой компаний «Биотекфарм». Бизнес по разработке и производству перевязочных средств рос всего лишь на 10% в год. А после создания нового продукта — гелевой эпиляции — в рамках нашей программы «Формула БИОТЕХ 2016» произошел значительный экономический рост всей компании.

«ЭЖ»: По какой методике происходит процесс оценки исследования, работы над проектом, организации акселерационной программы?

О.М.: Все оценки исследований и других работ осуществляем мы совместно с привлеченными экспертами и индустриальными партнерами. Изначально наши образовательно-акселерационные программы были основаны на опыте SAID Business School Оксфордского университета и Oxford Innovation по проведению конкурса бизнес-планов. Несколько лет назад Научный парк написал собственную методику проведения акселерационной программы. Мы были первыми в России, кто применил бизнес-модель market pull («рыночная тяга»). Проекты инициируют индустриальные партнеры, а участники решают реальные задачи бизнеса. Основная проблема невостребованности на рынке стартапов — подход к развитию бизнеса в рамках стратегии technology push («продвижения технологии»). Стартапы часто создаются людьми, которые хорошо разбираются в технологиях, но не имеют бизнес-опыта. Существует немало примеров, когда, казалось бы, блестящие инновационные разработки не находили дальнейшего отклика у инвесторов и предпринимателей. Так было с инновационными биодобавками и лекарственными средствами для крупного рогатого скота. Внедрить подобные разработки на предприятиях по выращиванию животных оказалось невозможно из-за жестких условий зарубежных партнеров. Импортируемая технология полного цикла подразумевает фиксированные стандарты для каждого из звеньев цепи, начиная от подбора семенного материала, заканчивая вакцинацией стада. Проявив самодеятельность на любом из этапов, можно полностью лишиться страховки. В результате хозяйства оказываются в полной зависимости от условий бизнес-модели, о тонкостях которой разработчики биотех-проектов обычно не подозревают. В конечном счете их многолетний труд оказывается ненужным, а время и силы — потраченными впустую. В то время как применение модели market pull принесло нам ощутимые результаты.

Шесть технопарков Москвы подготовили в рамках переданной нами методики проведения программы «Формула Успеха» концепции собственных акселерационных программ. Мы заинтересованы в тиражировании нашего опыта в различных отраслях и регионах.

«ЭЖ»: Кто чаще приходит со своими идеями и бизнес-задачами — малый, средний или крупный бизнес?

О.М.: Наши программы рассчитаны на решение задач среднего и, иногда, крупного бизнеса. Малый бизнес слишком сфокусирован на развитии конкретного небольшого направления и пока не готов заниматься расширением спектров продуктов или услуг. У крупного другая задача — обычно управление и владение бизнесом разделены несколькими уровнями и иерархиями, и вопросы развития новых технологий решаются чрезвычайно медленно. Чаще всего к нам на программу приходит именно средний бизнес. Это компании, обладающие рыночной экспертизой и ресурсами для создания новых направлений. Но в этом году в рамках программы «Формула НЕФТЕГАЗ» нас поддержали крупные игроки рынка. Среди них — «Газпром нефть» и «Зарубежнефть». Мы рады подобному партнерству.

Безусловно, мы активно работаем и с малым бизнесом, но, скорее, не в рамках образовательно-акселерационных программ. Небольшие компании всегда могут обратиться к нам за экспертной поддержкой. Мы можем посодействовать им в выходе на партнеров, оказать помощь в привлечении грантов или структурировании сделки с инвесторами.

«ЭЖ»: Участвуют ли представители индустриальных партнеров в отборе кандидатов для проектов?

О.М.: Первичный скрининг проектов осуществляем мы, организаторы программы. Представители бизнеса (индустриальные партнеры), конечно, тоже имеют доступ к заявкам. Формирование команд — это движение в обе стороны:команда выбирает задачу, которая по душе участникам и которую они в состоянии решить благодаря своим профессиональным компетенциям, а бизнес ищет подходящих кандидатов. Должна родиться взаимная симпатия, ведь будущим предпринимателям и компаниям предстоит плотно взаимодействовать в течение целого года.

«ЭЖ»: Кому принадлежит интеллектуальная собственность, являющаяся результатом проектов и акселераторов в Научном парке?

О.М.: Интеллектуальная собственность принадлежит проектным компаниям, которые создаются для коммерциализации разработки. А кому принадлежит сама проектная компания — это уже вопрос, решаемый в частном порядке.

«ЭЖ»: Часто ли проектные команды вырастают в реальные стартапы и есть ли обратная связь по проектам, инициированным с бизнесом и молодыми предпринимателями?

О.М.: Конечно. Мы стараемся быть на связи со всеми участниками. Выпускники программ «Формула» разных лет сегодня являются владельцами инновационных компаний или занимают руководящие должности у индустриальных партнеров. Многие ребята, которые проходили «Формулу» пять или десять лет назад, уже сами приходят на проект в качестве индустриальных партнеров или приглашенных лекторов. Выпускниками программы разных лет созданы и успешно работают свыше 150 высокотехнологичных компаний. Среди них: «Мовиком» — компания, основанная в 2004 г. сотрудниками лаборатории механики и электроники НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова для разработки и производства продукции в области робототехники, мехатроники и систем управления; ООО «Молекулярные технологии» Гермеса Чилова, которое занимается компьютерным моделированием лекарственных веществ; раневые повязки «Хитопран»; фильтры «Биосток» для очистки ливневых канализаций, установленные сегодня в аэропорту «Домодедово»; безболезненная гелевая эпиляция; спортивное питание из подсолнечника «Протеин СПЕЦНАЗ»; гемостатическая губка «Паренгем» и многие другие.

«ЭЖ»: Какого уровня задачи ставятся перед участниками проектов Научного парка МГУ?

О.М.: Мы стараемся ставить задачи такого масштаба, чтобы их за год могла решить команда молодых ученых и предпринимателей, и которые имеют подтвержденный рыночный спрос. Нет смысла пытаться добиться результатов за столь короткий срок, если ты изначально знаешь, что данная проблема глобального уровня и над ней трудятся сотни специалистов из научных институтов со всего мира. Мы занимаемся не исследованиями, а помогаем продукту получить доступ на рынок.

«ЭЖ»: Назовите «три кита» запуска успешного стартапа?

О.М.: 1) талантливые и активные люди, которые хотят заниматься своим делом; 2) рыночная экспертиза и «инсайты» от индустриальных партнеров, то есть прогноз, что будет востребовано на рынке; 3) ресурсы индустриальных партнеров и институтов развития, которые с большим энтузиазмом поддерживают проекты участников. Все эти факторы мы стараемся реализовать в каждом нашем проекте, поэтому и программа называется «Формула Успеха».

«ЭЖ»: Есть ли единая методика оценки стартапов, проектов, идей? Каким образом оцениваются бизнес-риски?

О.М.: Американская инвестиционная компания Bessemer Venture Partners (BVP), работающая по всему миру и существующая на рынке более ста лет, опубликовала на своем сайте, кроме портфолио и антипортфолио, список крупнейших упущенных возможностей, о которых она не стесняется говорить. Среди них такие компании, как Apple, Facebook, Ebay, Google, Intel, Tesla... Это значит, что в том числе очень успешные венчурные предприятия не способны безошибочно определить потенциал проектов даже на более поздней стадии развития. Эффективность существующих методик оценки стартапов, как мы видим, не подтверждена. Мы принимаем решения, опираясь на видение наших бизнес-трекеров, на веру индустриальных партнеров в конкретную идею и на практические результаты, которых удается достичь команде за шесть месяцев интенсивной работы над проектом. То есть индустриальный партнер должен сказать: «Это нужно». Бизнес-трекер поддержать: «Может получиться», а команда при этом с энтузиазмом и верой в успех будет двигаться вперед.

«ЭЖ»: Существует ли пул инвесторов для Научного парка и его проектов, а также для появляющихся стартапов?

О.М.: У нас есть наработанный пул инвесторов, которых мы всегда приглашаем на публичные мероприятия — demo-day и финал. Мы также открыты и рады новым партнерам, готовым поддержать нас. Вам всего лишь нужно написать нам.