«Третья волна» перехода на онлайн-кассы

| статьи | печать

В то время как специалисты ФНС России активно готовились к полному переводу расчетов на онлайн-кассы и проводили среди нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков информационно-разъяснительную работу, законодатели откорректировали сам порядок такого перевода, предоставив очередные отсрочки некоторым категориям бизнесменов. Речь идет о Федеральном законе от 06.06.2019 № 129-ФЗ, который внес изменения в законодательство о применении контрольно-кассовой техники. В этой связи определимся с тем, кому нужна онлайн-касса уже в июле 2019 г., а кому можно подождать еще какое-то время либо вовсе обойтись без ККТ.

Первый тайм мы уже отыграли…

Прежде чем переходить к новшествам, содержащимся в Федеральном законе от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации“» (далее — Закон № 129-ФЗ) и действующим с 7 июня 2019 г., напомним историю внедрения онлайн-касс.

Начало этому процессу три года назад положил Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 290-ФЗ), который установил запрет на регистрацию «обычных» касс с 1 марта 2017 г. А с июля 2017 г. контрольно-кассовыми аппаратами, отсылающими сведения в налоговые органы в онлайн-режиме, должны были обзавестись представители практически всего крупного и среднего бизнеса (п. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в первоначальной редакции). Остальные налогоплательщики могли еще год — до июля 2018 г. — работать «по старинке».

Таким образом, первоначально законодателем предусматривалось два этапа перехода бизнеса на онлайн-кассы: с июля 2017 г. и с июля 2018 г. После чего переходный период заканчивался и все расчеты в стране, за исключением тех, которые от ККТ вообще освобождены, и тех, которые совершены в отдаленных и труднодоступных местностях (где нет интернета), должны были проходить в режиме, обеспечивающем мгновенную передачу всех данных о каждой расчетной операции в ФНС России.

Однако, судя по всему, на практике перевод расчетов в онлайн-режим оказался не таким простым делом, как это выглядело в планах законодателей. Пришлось идти на попятную и вводить дополнительные льготы и отсрочки.

Так, уже после «первой волны», в конце 2017 г., был принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей продлил переходный период еще на год — до 1 июля 2019 г. Это привело к появлению «третьей волны» перехода на онлайн-кассы.

На первый-второй рассчитайсь!

Итак, в конце 2017 г. часть бизнесменов получила возможность работать без новых касс до июля 2019 г. В частности, в «третью волну» образца 2017 г. попадали две категории лиц. Первая — те, которые могли не применять ККТ до июля 2019 г. без каких-либо дополнительных условий, а именно:

— организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги непосредственно населению (кроме услуг общепита);

— организации и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками ЕНВД, по всем видам деятельности, кроме общепита и розничной торговли;

— индивидуальные предприниматели — плательщики ПСН по видам деятельности, не связанным с розничной торговлей и общепитом.

Вторая категория — лица, которые работали без наемных сотрудников:

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;

— индивидуальные предприниматели, занятые в сфере общепита;

— индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД или ПСН по розничной торговле.

Но и тут удержать заданную планку у законодателей не вышло. Практически одновременно с окончанием «второй волны» перехода на онлайн-кассы появляется Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 192-ФЗ), который переместил из «второй волны» в «третью» еще значительную часть бизнесменов.

Так, в «третью волну» образца 2018 г. дополнительно попали организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении:

— расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

— расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

— зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

— операций по предоставлению займов для оплаты товаров, работ, услуг;

— операций по предоставлению или получению иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

— продажи водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.

Более того, Законом № 192-ФЗ значительная часть предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в принципе (то есть на постоянной основе) была освобождена от применения онлайн-касс (подробнее об этом читайте в «НБ», 2018, № 8).

Изменения-2019

В этом году контролирующие органы в своих разъяснениях давали понять, что никаких отсрочек больше не будет. Поэтому бизнесменам, подпадающим под «третью волну» (то есть всем тем, кто не освобожден от применения онлайн-касс на постоянной основе), настоятельно рекомендовалось обзавестись соответствующей техникой, заключить нужные договоры, обучить персонал и всячески приготовиться к передаче данных о расчетах в налоговые органы в онлайн-режиме.

Однако и в этот раз законодатели не смогли осуществить задуманное и полностью завершить перевод бизнеса на онлайн-кассы. Менее чем за месяц до окончания переходного периода появляется Закон № 129-ФЗ, дающий еще одну отсрочку (на этот раз сразу на два года — до 1 июля 2021 г.), а также смягчающий правила применения онлайн-касс теми, кто все же подпадает под «третью волну». Давайте посмотрим, каковы же новые правила перехода на онлайн-кассы.

Во-первых, отложить покупку онлайн-касс на два года могут предприниматели, которые выполняют работы или оказывают услуги исключительно своими силами (то есть без наемных работников). Также до июля 2021 г. без ККТ вправе работать индивидуальные предприниматели, реализующие товары собственного производства (опять же при условии, что у них нет наемных работников). Об этом сказано в п. 1 ст. 2 Закона № 129-ФЗ. При этом, как только заключат трудовой договор с наемным работником, они обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику (п. 2 ст. 2 Закона № 129-ФЗ).

Во-вторых, согласно новому п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ) кассовая техника вообще не потребуется:

— товариществам собственников недвижимости (в том числе товариществам собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам), жилищным, жилищно-строительным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам при расчетах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

— образовательным организациям при оказании услуг населению в сфере образования;

— физкультурно-спортивным организациям при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

— домам и дворцам культуры, домам народного творчества, клубам, центрам культурного развития, этнокультурным центрам, центрам культуры и досуга, домам фольклора, домам ремесел, домам досуга, культурно-досуговым и культурно-спортивным центрам при оказании услуг населению в области культуры.

Указанное положение не применяется при расчетах наличными деньгами, а также при расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

В-третьих, на постоянной основе без онлайн-касс могут обойтись предприниматели, реализующие с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы (п. 14 ст. 2 Закона о ККТ). Льгота действует исключительно при продаже документов на посещение театров. И то не любых, а являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Зато право работать без кассы не зависит от формы расчетов (наличные, карты, безналичные, онлайн). Но предоставляется исключительно при «живой» торговле с рук или с лотка. Если продажа этих же билетов или абонементов ведется через интернет, то предпринимателю придется купить онлайн-кассу.

В-четвертых, введены послабления по применению ККТ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги при «заочных» расчетах теми компаниями, которые не подпадают под озвученное выше освобождение (то есть не являющимися товариществами или кооперативами), а также при продаже проездных билетов в салоне транспортных средств.

Так, разрешено печатать один кассовый чек, содержащий сведения обо всех расчетах за месяц, при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере образования, охраны и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, увеличено время на формирование вышеуказанного кассового чека с одного до десяти дней, следующих за днем окончания расчетного периода (новая редакция п. 2.1 ст. 1.2 Закона о ККТ).

В случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. При этом выдавать покупателю этот чек не нужно до тех пор, пока он сам его не запросит. А на подачу запроса покупателю отведено только три месяца. По истечении этого срока обязанность по выдаче чека признается исполненной, даже если запрос от покупателя не поступал и чек ему в реальности не направлялся (п. 5.10 ст. 1. 2 Закона о ККТ).

Что касается продажи проездных билетов, то тут можно не выдавать чек как таковой, а указывать непосредственно на бумажном билете сведения (к примеру, ссылку на сайт), где пассажир может получить соответствующий чек в электронной форме. При этом такой чек разрешено формировать до конца дня, в котором был продан билет (п. 5.9 ст. 1.2 Закона о ККТ). А значит, в реальности водитель или кондуктор и после 1 июля 2019 г. может не иметь при себе кассового аппарата, а выдавать пассажирам бумажные билеты. Чеки же на законном основании будут формироваться в тот же день при помощи одной единственной ККТ, расположенной в офисе компании, на основании данных о проданных билетах, предоставленных водителем или кондуктором.

Наконец, в-пятых, законодатели упростили жизнь тем, кто осуществляет интернет-торговлю с оплатой при доставке товара, а также выполняет работы или оказывает услуги с выездом к клиенту и принимает соответствующую оплату «на дому». Согласно новому п. 5.6 ст. 1. 2 Закона о ККТ пользователям предоставлено право применять кассовую технику, расположенную удаленно, при осуществлении расчетов:

— за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (исключение — расчеты в безналичном порядке в сети Интернет);

— по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;

— в случаях, предусмотренных п. 5.8—5.10 ст. 1.2 Закона о ККТ.

Это дает возможность не покупать мобильные ККТ для курьеров или тех, кто непосредственно выезжает к клиенту на дом для выполнения работ или оказания услуг. Чек при подобных расчетах на законных основаниях может направляться покупателю в электронном виде, в том числе путем указания адреса сайта, где хранится чек, либо предоставления возможности считать его через QR-код, который размещается также в электронном виде на мобильном устройстве курьера или исполнителя.

Кому без ККТ не обойтись

Подведем итог. После 1 июля 2019 г. и до июля 2021 г. могут продолжить работать без применения онлайн-ККТ две категории предпринимателей:

— те, которые работают самостоятельно (без работников) и оказывают услуги или выполняют работы (вне зависимости от применяемой системы налогообложения);

— те, которые не имеют работников и заняты реализацией продукции собственного производства (также вне зависимости от применяемой системы налогообложения).

Если такие предприниматели решат принять на работу хотя бы одного сотрудника, то им придется купить и зарегистрировать онлайн-кассу в течение 30 календарных дней с даты заключения трудового договора (если, конечно, осуществляемый ими вид деятельности не назван в ст. 2 Закона № 54-ФЗ среди тех, которые можно вести без онлайн-ККТ).

На постоянной основе не потребуется касса (в том числе и после июля 2019/2021 гг.) следующим категориям пользователей:

— специализированным товариществам и кооперативам, принимающим оплату за жилое помещение в безналичном порядке (в том числе при оплате картой, если это происходит без ее предъявления владельцем);

— специализированным товариществам и кооперативам, принимающим в безналичном порядке от своих членов оплату за услуги, которые им оказаны в рамках уставной деятельности (в том числе ККТ не нужна, если оплата проводится картами, без их предъявления владельцем);

— образовательным, физкультурно-спортивным организациям и различным домам, дворцам, центрам культуры и досуга, принимающим деньги за свои услуги от населения в безналичном порядке или «по карте», но в «удаленном» режиме (то есть без ее предъявления владельцем);

— предпринимателям, торгующим входными театральными билетами или абонементами с рук или с лотка. При этом без касс можно продавать только билеты (абонементы) в государственные или муниципальные театры (имеющие статус соответствующих учреждений).

Наконец, к 1 июля 2019 г. обзавестись онлайн-кассами все же придется следующим налогоплательщикам, которые до этого имели возможность работать «по старинке» (если, конечно, они в принципе не освобождены от применения ККТ по ст. 2 Закона № 54-ФЗ, например, в связи с применением патентной системы налогообложения):

— компаниям и предпринимателям, выполняющим работы и оказывающим услуги непосредственно населению;

— организациям на ЕНВД;

— индивидуальным предпринимателям, реализующим покупные товары;

— индивидуальным предпринимателям, имеющим работников;

— индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю с использованием торговых автоматов;

— организациям и индивидуальным предпринимателям при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт наличными или картами при их предъявлении владельцем;

— организациям (кроме специализированных потребительских кооперативов и товариществ) и индивидуальным предпринимателям при приеме безналичной оплаты (в том числе картами через интернет) за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

— организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим безналичные расчеты с физическими лицами (кроме образовательных, физкультурно-спортивных организаций, а также различных домов и дворцов культуры при оказании соответствующих услуг населению, а равно ИП, реализующим с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями);

— организациям и индивидуальным предпринимателям при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

— организациям и индивидуальным предприниматели при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

— организациям и индивидуальным предпринимателям при зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов;

— организациям и индивидуальным предпринимателям при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.