«Солнечному камню» наказано светить еще ярче

| статьи | печать

На берегу Балтийского моря в замечательном курортном городе Светлогорске Калининградской области 20—23 июня насыщенно, ярко, успешно прошел IV Международный экономический форум янтарной отрасли AMBERFORUM-2019. Мероприятие, позволившее также «сверить часы» выполнения принятой в 2017 г. «Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.».

Сразу нужно представить вдохновителя и главного организатора янтарных форумов — АО «Калининградский янтарный комбинат», а также вкратце обрисовать ситуацию в отрасли и масштаб стоящих перед ней задач.

Провидение распорядилось так, что около 90% мировых запасов янтарного сырья сосредоточено в Калининградской области, а львиная доля ее янтарных богатств — почти 100% — находится в месторождении Приморское, которое и разрабатывает Калининградский янтарный комбинат. По подсчетам специалистов, при нынешних темпах добычи (порядка 400 т сырья, рекордный показатель в 2018 г. — 500 т) запасов ресурсной базы хватит еще на 350 лет.

Причем калининградский янтарь отвечает самым высоким стандартам качества и очень востребован на мировом янтарном рынке. Из материалов названной стратегии следует, что отношение экспорта янтарного сырья к добыче недавно составляло 75—80%. Заметим, правда, что это сильно не «бьется» с выкладками комбината.

Так или иначе, на мировом рынке янтарного сырца Калининградский янтарный комбинат в представлении не нуждается.

Естественно, что практически вся отечественная янтарная отрасль (около 200, прежде всего малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) сконцентрировалась вокруг сырьевого монополиста. Есть и у него стопроцентная «дочка», занимающаяся производством янтарных изделий, — АО «Янтарный Ювелирпром», но ни она, ни кто-либо другой, ни все остальные совокупно достойного места на мировом рынке изделий из янтаря не имеют — их «вес» всего 5%. При этом в переработке и производстве изделий и продукции из янтаря рентабельность в разы выше. Их внешний рынок между тем фактически держат Польша и Литва, а также Китай — совместная их доля, по разным оценкам, от 80 до 95%.

Устранить сложившийся перекос в сторону сырья, поднять производство и экспорт янтарных изделий до уровня лидеров, создать на территории Калининградской области ведущий в Европе янтарный промышленно-туристический кластер и призвана названная Стратегия.

Промышленный кластер калининградских янтарщиков, объединивший 40 участников производственного, финансового, научного, образовательного и культурно-исторического профиля, недавно создан.

Стучится в дверь цифровизация

Наверное, поначалу многим участникам и гостям форума могла показаться несколько натянутой главная тема AMBERFORUM-2019 — «Промышленные компании в цифровую эпоху. Цифровизация промышленности».

Психологически как-то не очень совмещается понятие «цифровизация» с изящными образами янтарных изделий. Но открывший пленарное заседание заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных сразу пояснил, что выбор ключевой темы мероприятия — не дань новым веяниям, цифровизация экономики сегодня — это вызов, назревшая необходимость для роста ее эффективности.

«Сегодня на форуме мы видим, что цифровизация — одна из актуальнейших тем развития янтарной отрасли. В калининградском янтарном кластере в ближайшем будущем возможно создание цифрового продукта, который соединит средних и малых производителей друг с другом и с головным предприятием, с янтарным комбинатом», — считает А. Беспрозванных.

Действительно, если знать масштаб задач по развитию янтарного кластера, глубокая модернизация с цифровизацией технологий здесь явно ко двору. Последующие выступающие развили эту тему. А нахождение янтарного комбината «под крылом» столь солидной структуры, как госкорпорация Ростех, по идее, должно поспособствовать и успешному проведению его цифровизации — все-таки среди ключевых задач Ростеха значится внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

Однако более доходчиво для неискушенного слушателя зазвучала роль цифровизации в решении очень острой для янтарного рынка и обычного потребителя его изделий проблемы — колоссального количества подделок.

Лягушки тонут

По оценкам отраслевых экспертов, объем подделок на рынке достигает 50%. И это касается не только России. К сожалению, янтарь, при очень высоком уровне современных технологий, легко подделывается химическими смолами, пластмассами. Туристы часто, купив, как они считают, изделие из «солнечного камня», и за немалые деньги, потом разочаровываются, обнаружив подделку. Это сильно подрывает доверие к янтарной отрасли в целом, снижает интерес к ее изделиям во всем мире.

Яркий пример этому привел генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин. Его хороший знакомый купил в Санкт-Петербурге кому-то в подарок фигурку лягушки из янтаря, что-то у нее сломалось, лапка, наверное, он и попросил починить изделие. Специалисты на комбинате первым делом опустили пострадавшую в воду — янтарь в воде (чтобы знали все!) не тонет. Так лягушка еще и утонула. Человек при покупке отдал за «утопленницу» где-то 20 тыс. руб.

Цифровизация янтаря и должна значительно решить эту проблему. Задача — маркировать весомый, крупный, дорогой камень от добычи до розничного прилавка.

«Надо уходить в цифровую модель: человек пришел, увидел изделие, поднес мобильный телефон, и у него должно в программе высветиться, что этот камень был добыт на янтарном комбинате, обработан — вся его судьба, что купила его компания „Русский янтарь“, к примеру, сделали изделие, и вот оно попало на прилавок. То есть — создавать механизмы, при которых мошенникам максимально сложно работать», — представил свое видение М. Зацепин. По его словам, 90% янтарных изделий, которые продаются в Санкт-Петербурге, — подделки.

А вот председатель совета Гильдии ювелиров России Гагик Геворкян выразил надежду ювелирного сообщества, что благодаря цифровой маркировке изделий отрасль выйдет на стопроцентную прозрачность — соответствующий эксперимент Гознака дал положительные результаты и его продлили до законодательного утверждения, с 2022 г. в России планируется запуск электронной системы контроля ювелирного рынка.

Но подделки — лишь одна из капитальных проблем янтарной отрасли. Хватает и других.

Дел — начать и кончить

За яркостью, внешней легкостью отговорившего и даже отпевшего форума может сложиться впечатление, что в янтарной отрасли вполне все в порядке — цели ясны, задачи понятны, «победа будет за нами».

Но чтобы концентрированно, выпукло увидеть заданные рубежи, стоит внимательнее посмотреть на представленную таблицу из Стратегии развития янтарной отрасли. Все эти изменения в разы до 2026 г. по большинству параметров как-то уж напряженно молчат.

Такое впечатление усиливается, если почитать еще и саму стратегию. Сначала неприятный, давящий осадок оставляет детальное, длинное описание многочисленных проблем отрасли: как все запущенно... Затем, на журналистский, конечно, взгляд, дается обширная, но логичная и стройная система решений этих проблем, что, однако, не сильно прибавляет оптимизма, поскольку, по-простому говоря, это из серии «начать и кончить». И за приличную сумму 8,5 млрд руб. — в основном собственных и заемных средств организаций.

По прочтении возникает желание в сторонке сочувственно поаплодировать героям, которым выпали честь и доля этот огромный и отнюдь не «солнечный» камень катить в гору.

Его уже сдвинули. Конечное задание по объему добычи янтаря — 500 т. — исполнено в 2018 г. Главное — создан «прорывной отряд» в виде янтарного кластера, как и предписано отраслевой Стратегией. По словам генерального директора ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антона Федосова, в нем сосредоточены 25 компаний, которые обеспечивают 90% производства отрасли и 99% — экспорта.

Принята стратегия развития ведущей и организующей силы этого отряда — Калининградского янтарного комбината, на который из вышеназванных инвестиций предварительно положено 5,3 млрд руб. Еще 1,6 млрд руб. предусмотрены на создание глобальной сети продажи янтарной продукции.

Собственно, и сам AMBERFORUM-2019, очень высокий уровень его мероприятий, экспертов, внимания аудитории четко вписываются в реализацию принятой стратегии создания в Калининградской области янтарного центра мирового значения.

...Заседание Совета по развитию янтарной отрасли при Правительстве Калининградской области, судя по «смущенной» встрече его организаторов, планировалось без участия СМИ. Но нескольких забредших на него журналистов демократично впустили и оперативно «сняли» их с подоконников, внеся для них стулья. Вероятно, нежелательное присутствие помешало более откровенному разговору участников заседания.

Что запомнилось.

Замминистра промышленности и торговли России А. Беспрозванных напомнил поручение президента страны формировать передовую, конкурентоспособную отрасль — программа утверждена. Цель — завоевание лидерства по экспорту ювелирных изделий (заметим, речь не обо всем внешнем рынке изделий из янтаря, а о самом «вкусном»). Для этого нужно выстроить кластер и получить от него соответствующий проект — тогда министерство подключит все возможности для его поддержки.

Ведущий заседания, заместитель председателя правительства области Гарри Гольдман сообщил, в частности, что в 2019 г. нашим янтарным компаниям будет обеспечено участие в нескольких международных выставках. Если нужен прорыв, его надо делать, заключил он.

Среди многого прочего глава Калининградского янтарного комбината М. Зацепин отметил, что рынок России не до конца освоен, его завоевание, считает он, — первоочередная задача.

Стройную презентацию построения работы недавно созданного кластера янтарной промышленности области и стоящих перед ним проблем его главный руководитель А. Федосов сопроводил выразительным замечанием, что объемы и сроки выполнения поставленных целей — очень напряженные.

Завершая заседание, А. Беспрозванных все-таки деликатно настоял, что работу по освоению рынков нужно вести параллельно — и в России, и за рубежом. И пригласил представителей кластера в Москву для обсуждения волнующих их проблем, пообещав участие в нем Минфина и всех, кто понадобится. Главное, напомнил он, от янтарного кластера нужен проект по выходу на внешний рынок.

Какая-то нервность витала в зале...

Наверное, символично, что с заседания М. Зацепина и А. Федосова попросили поторопиться в другую аудиторию, где губернатор Калининградской области Антон Алиханов вручил им и другим представителям янтарной отрасли благодарственные письма за вклад в создание янтарного кластера. Глава региона тоже заверил в поддержке их усилий со стороны областной власти.

Пожелаем им в дальнейшем и высоких государственных наград — в большое и важное государственное дело впряглись.

В заключение короткая реклама в поддержку их усилий. Если кому-то даже безразличны красота «солнечного камня» и его целебные свойства, но есть желание комфортно отдохнуть на море, — там чудное для этого место.

Плановые значения целевых показателей реализации стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.

Показатель

Единица измерения

Базовый год

Плановый период

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Добыча янтарного сырья

т

322

450

450

450

450

450

500

500

500

500

Экспорт янтарного сырья (по экспертной оценке)

%

80

80

75

70

60

50

40

30

20

15

Производство продуктов переработки янтаря

млн руб. (в действующих ценах)

800

1150

1320

1460

1800

2250

2950

3850

5000

5600

Занятость в сфере переработки янтаря

человек

2000

2150

2300

2700

3200

3700

4400

5100

5600

6000

Источник: Стратегия развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.