Возрождение покупательской активности выдохлось

| статьи | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследовал потребительское и кредитное доверие россиян, а также их отношение к банковским вкладам. Выяснил, что процесс возрождения покупательской активности, развернувшийся в 2017—2018 гг., остановился.

С начала 2019 г. индексы потребительского и кредитного доверия (могут колебаться в пределах от 10 до 90 пунктов, чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений в первом случае и для взятия кредита — во втором) выросли, при этом ситуация сегодня выглядит более оптимистично, чем два-три года назад.

Мартовское значение индекса потребительского доверия (37 п.) выше результатов аналогичных периодов 2015—2017 гг. (28—34 п.), однако, отмечают эксперты ВЦИОМ, уступает прошлогоднему значению (41 п.) и докризисному показателю марта 2014 г. (52 п.). Согласно данным последнего опроса, уже более 23% наших сограждан оценивают нынешнее время как благоприятное для крупных покупок. Но 55% россиян пока настроены скептически.

В отношении кредитования, выяснили авторы исследования, настроения россиян сегодня также более позитивны, чем два-три года назад: соответствующий индекс составляет 28 п. При этом большинство опрошенных (69%) все же не считает возможным в настоящее время рассматривать вопрос о получении крупных займов. Обратного мнения придерживаются 15% респондентов.

Отношение россиян к банкам с начала 2019 г. вполне стабильно: так, с января по март доля респондентов, считающих вариант вклада на счет лучшим вариантом распоряжения свободными средствами, составляет 46—48%, непосредственно в марте — 48%. В марте 2015—2016 гг. показатели были ниже. О том, что лучше забрать деньги из банка, сегодня говорят 29% опрошенных.

Две трети россиян (68%) ориентированы на сберегательное поведение — они считают необходимым сократить повседневные расходы (три года назад эта доля составляла 63%). Напротив, быстрее потратить зарплату или пенсию считают целесообразным 20%, показало исследование ВЦИОМ.