Сбербанк собрался развивать краудлендинг. Каковы риски?

| статьи | печать

Сбербанк объявил о готовности к концу I квартала выйти на рынок краудлендинга. Таким образом, розничным клиентам банка будет доступен новый вид инвестиций — в развитие малого и среднего бизнеса. Об этом заявил в рамках Гайдаровского форума первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин. В первую очередь банк в рамках нового проекта будет предлагать оценку рисков юрлиц, заинтересованных в «народных» инвестициях, а в ряде случаев и выступать соинвестором.

Краудлендинг является одной из разновидностей краудфандинга (дословно с английского — «финансирование толпой»), когда частные лица в добровольном порядке направляют собственные денежные средства на реализицию идеи или проекта. На платформе краудлендинга банк может сохранять функцию посредника в сделке между желающими инвестировать свои сбережения и желающими эти средства привлечь, чтобы зарабатывать на комиссионных от заемщиков в виде процента с платежа.

Краудлендинг предполагает, что средства инвесторам будут впоследствии возвращены, а сами «частники» смогут рассчитывать на определенные проценты. По словам А. Ведяхина, Сбербанк предоставит клиентам возможность выбирать для инвестиций наиболее надежный бизнес.

На этапе запуска платформы, обещает Сбербанк, клиентами будут представители малого и микробизнеса с действующим, уже сформированным бизнесом. Для них платформа представляет собой альтернативный (небанковский) способ привлечения инвестиций.

Впрочем, несмотря на то что краудфандинг вообще и краудлендинг в частности сегодня являются определенным трендом в финансовом мире, в ближайшей перспективе такой вид финансирования малого и среднего бизнеса вряд ли станет реальной альтернативой классическому банковскому кредитованию. Дело в том, что к этому инструменту заемщики обращаются, как правило, получив отказ в классическом кредите. Обороты на подобных площадках, как подсчитали аналитики инвестиционной компании «Фридом Финанс», редко превышают 150—200 млн в год.

Сегмент кредитования малого и среднего бизнеса характеризуется самым высоким уровнем дефолтности. Передавая таких заемщиков на краудлендинговую платформу, банк в некотором роде снимает с себя риски невозврата кредитов, а решение о принятии на себя риска остается за инвестором, который опирается на предоставленную банком оценку заемщика.

Мешают набрать «обороты» такому виду инвестирования также высокий уровень правовой неопределенности и отсутствие законодательного регулирования. Например, очевидно, что сегодня в случае банкротства заемщика инвестору весьма трудно, а скорее всего просто нереально будет вернуть свои средства, ведь однозначно инвестор не будет кредитором ни первой, ни второй очереди. С другой стороны, именно отсутствие регулятора может для иных рисковых инвесторов показаться более привлекательным инструментом приумножения собственных средств.