Рост российско-германского товарооборота в 2017 г. был обеспечен не за счет улучшения экономического климата

| статьи | печать

Опубликованные недавно Министерством экономического развития Российской Федерации на официальном сайте отчетные данные об итогах внешней торговли России и Германии за 2017 г. показывают существенный рост товарооборота. Цифры основаны на данных таможенной статистики и, на первый взгляд, вселяют оптимизм. Складывается впечатление, что экономика страны преодолела кризисные последствия, а самое главное — санкционное давление. Но…

В экономических отношениях России и Германии первая половина 2010 гг. была, пожалуй, «золотой» эпохой. Рекордные объемы взаимной торговли, крупнейшие инвестиционные проекты: российские в Германии — «Северный поток», «Илим Тимбер», «НордикЯрдс», а также германские в России — «Фольксваген» в Калуге, «Гильдемайстер» и «Шефлер» в Ульяновске, «КЛААС» в Краснодаре и многие другие — это свидетельство успехов наших стран.

Произошедшие в последние годы изменения в политических отношениях привели к значительному ухудшению торгово-экономических и инвестиционных связей. Стабильно росшие объемы товарооборота в 2014 г. сменились трендом на их обвальное снижение, если не сказать деградацию. Об этом говорят цифры, отражающие размеры взаимной торговли России и Германии (см. таблицу).

Данные за 2017 г. показали ощутимый рост товарооборота (+22,8%) по сравнению с предыдущим годом. Разумеется, это не может не радовать, и неслучайно, что многие уже отметили позитивный сдвиг, в том числе руководители Минэкономразвития. Однако давайте проанализируем, за счет чего был достигнут этот рост.

Экспорт России в Германию в 2017 г. составил 25,7 млрд долл. США, увеличившись за год на 21,1%. Что касается структуры российского экспорта, то никаких принципиальных изменений не произошло, более того, в общем объеме увеличилась доля минеральных продуктов (84,8% по сравнению с 83,4% в 2016 г.). Всего за 2017 г. наибольший прирост экспорта России в Германию был обеспечен за счет увеличения поставок минерального топлива, нефти, нефтепродуктов и т.п. (на 4,0 млрд долл. США по сравнению с 2016 г.).

Наоборот, озвученная цель увеличить в экспорте долю товаров высокой степени переработки не достигнута — доля машин, оборудования и транспортных средств в нашем экспорте за год уменьшилась с 3,53 до 2,90%, металлов и изделий из них — с 5,27 до 4,15%, продукции химической промышленности — с 3,36 до 2,90% соответственно.

Более понятными причины роста экспорта России в ФРГ в 2017 г. становятся после сравнения цен на нефть и нефтепродукты марки «Юралс» (основная марка российской экспортной нефти). В 2016 г. она составляла 41,9 долл. США за баррель, а в 2017 г. — 53,03 долл., то есть выросла на 26,6%. Аналогичная ситуация и с ростом цен на природный газ и другие минеральные ресурсы, поставляемые Россией в Германию. Отсюда и рост экспортных показателей. Кстати, по данным Минэкономразвития, в 2017 г. стоимость проданного в Германию российского газа увеличилась на 15,5%, нефти сырой — на 30,9, нефтепродуктов — на 16,9, угля каменного — на 66,5%.

Обратимся к импорту России из Германии. В структуре германского импорта традиционно высока доля машин, оборудования и транспортных средств — в 2017 г. 53,72% (в 2016 г. — 53,26%, практически без изменений). Наибольший прирост импорта России из ФРГ в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался по таким позициям, как лекарственные средства (25,1%), части транспортных средств (33,7%), оборудование промышленное (94,9%), машины и механические устройства (46,1%).

Если обратиться к более узким товарным группам, то бросается в глаза то, что в 2017 г. произошел малообъяснимый рост импорта товаров, включенных в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, в частности из ФРГ (так называемый «антисанкционный список товаров»).

Например, на 62,9% за год вырос импорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; на 17,4% — молочной продукции, яиц, меда и пищевых продуктов животного происхождения; на 193% (!) — фруктов и орехов, на 38,8% овощей и съедобных корнеплодов. Однако все эти товарные позиции поименованы в указанном Перечне. Поскольку приведенные данные относятся к официальной российской таможенной статистике, то остается предположить, что рост был обеспечен за счет индивидуального ввоза частных лиц для собственных нужд в разрешенных количествах и официально задекларированных при пересечении российской границы.

Таким образом, можно констатировать, что рост российско-германского товарооборота в 2017 г. был обеспечен не за счет улучшения экономического климата, а исключительно на базе роста цен на вывозимые из России товары минерально-сырьевой группы, то есть экстенсивного фактора, а также разовых закупок в ФРГ отдельных товаров (котлов, турбин, автомобилей и некоторых других). Этот прирост будет нивелирован вместе с возможным снижением мировых цен на энергоносители в среднесрочной перспективе.

Объем взаимной торговли России и Германии

Год

Млрд долл. США

2009

39,9

2010

52,4

2011

71,8

2012

73,3

2013

74,9

2014

70,1

2015

45,8

2016

40,7

2017

49,9

Источник: ФТС России

К сведению

Страновая структура внешней торговли России в январе 2018 г.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На его долю в январе 2018 г. приходилось 43,9% российского товарооборота (в январе 2017 г. — 45,4%), на страны СНГ — 11,1% (11,9%), на страны ЕАЭС — 7,9% (8,9%), на страны АТЭС — 31,2% (29,6%).

Основными торговыми партнерами России в январе 2018 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 8,4 млрд долл. США (140,5% к январю 2017 г.), Германия — 4,0 млрд долл. США (99,3%), Нидерланды — 3,5 млрд долл. США (125,8%), Турция — 2,3 млрд долл. США (163,9%), Италия — 1,6 млрд долл. США (118,0%), Польша — 1,6 млрд долл. США (138,2%), США — 1,6 млрд долл. США (128,3%), Республика Корея — 1,3 млрд долл. США (119,4%), Япония — 1,3 млрд долл. США (113,7%), Финляндия — 1,1 млрд долл. CША (125,6%).

Источник: ФТС России