Специальные инвестиционные контракты предлагают заключать не только в сфере промышленности

| статьи | печать

С 2015 г. существует возможность заключать с государством специальные инвестиционные контракты в промышленной сфере. Планировалось, что с помощью этих контрактов вырастут частные инвестиции в экономику страны, так как инвесторам предоставляют заманчивые преференции. Но на сегодняшний день заключено всего лишь около десятка таких контрактов. Теперь Минфин России предложил заключать специальные инвестиционные контракты не только в области промышленности, но и в других сферах. Но одновременно увеличил размер инвестиций, которые должны вложить инвесторы по такому контракту.

Минфин России разработал поправки в законодательство в части регулирования специальных инвестиционных контрактов. Речь идет о законопроекте «О специальных инвестиционных контрактах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 11 сентября 2017 г. на портале www.regulation.gov.ru под ID 02/04/09-17/00073018). Публичное обсуждение законопроекта продлится до 29 сентября 2017 г.

В чем выгода специальных инвестиционных контрактов

Возможность заключать специальные инвестиционные контракты появилась еще в 2015 г. Тогда был принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Однако в нем было предусмотрено использование специальных инвестиционных контрактов исключительно для стимулирования промышленной деятельности. По такому контракту инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство промышленной продукции, а РФ, субъект РФ или муниципалитет обязуются осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. Проще говоря, инвестор вкладывает деньги в производство продукции, а государство поддерживает его льготами и преференциями. При этом, в отличие от соглашения о государственно-частном партнерстве, государство деньги не предоставляет.

Для примера назовем несколько стимулирующих мер, на которые может претендовать инвестор, заключивший специальный инвестиционный контракт.

Во-первых, для допуска продукции машиностроения иностранного производства достаточно представить копию специального инвестиционного контракта. То есть доказывать, что продукция производится в России, с помощью других документов не нужно. Это упрощает получение подтверждения Минпромторга России о локальном статусе продукции.

Во-вторых, для участников специальных инвестиционных контрактов предусмотрены налоговые льготы. Например, снижение федеральной и региональной частей налога на прибыль до 0%.

В-третьих, предоставлена возможность заключать с промышленным предприятием долгосрочные госконтракты как с единственным поставщиком, то есть без конкурентных процедур.

При этом для инвесторов гарантируется стабильность условий инвестиционного контракта на весь период его действия. Это значит, что в отношении инвестора и привлеченных им лиц не будут применяться нормативные акты, которые вступили в силу после начала действия специального инвестиционного контракта и при этом ухудшили условия для инвестора. Аналогичные положения предусмотрены и в новом законопроекте.

Что нового предлагают в законопроекте

Разработчики законопроекта решили, что механизм специальных инвестиционных контрактов необоснованно ограничили только одной сферой — промышленной, и предложили использовать эти контракты и в других областях. В частности, в законопроекте предполагается распространить специальные инвестиционные контракты не только на производство товаров и технологий двойного назначения, но и на сферу сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, строительства, транспортировки и т. д.

В целом условия заключения и порядок исполнения специальных инвестиционных контрактов похожи на те, которые предусмотрены в настоящий момент для промышленной сферы. Но некоторые нововведения все же могут появиться.

Так, предлагается увеличить минимальный размер инвестиций, которые должен вложить инвестор по специальному инвестиционному контракту. В законопроекте сказано, что инвестор должен вложить собственные инвестиции в проект или в несколько проектов в размере не менее 1 млрд руб. Сейчас такие контракты в промышленной сфере заключают, если инвестор предоставляет документы, подтверждающие вложение инвестиций в размере не менее 750 млн руб.

Также определен срок действия специального инвестиционного контракта. Это срок окупаемости проекта, увеличенный на срок, в течение которого инвестор достигнет расчетной нормы доходности на вложенные в проект инвестиции. При этом срок окупаемости проекта не может быть менее семи лет. Сейчас в отношении промышленности специальный инвестиционный контракт заключают на срок до десяти лет. Например, если он заключается с РФ, то на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта, увеличенному на пять лет.

Для инвесторов, которым предоставят меры стимулирования, предусмотрен ряд требований. Они должны:

  • иметь успешный опыт реализации проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость, обеспечению достижения целевых показателей эффективности;

  • не иметь просроченной (неурегулированной) задолженности перед РФ, а также по обязательным платежам в бюджет;

  • не быть в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении инвесторов и привлеченных лиц не должно быть возбуждено дело о банкротстве;

  • предоставить документальное подтверждение готовности осуществить инвестиции в проект, в том числе собственные инвестиции;

  • иметь удовлетворительное финансовое состояние по итогам экспертизы агента Правительства РФ;

  • соответствовать иным законодательным требованиям.

В проекте предусмотрен общий порядок заключения специальных инвестиционных контрактов. Более подробно его должны будут урегулировать Правительство РФ (для контрактов с участием РФ) либо высший исполнительный орган субъекта РФ (для контрактов с субъектами РФ и муниципальными образованиями). Но в любом случае условия контракта нужно будет предварительно согласовать со специальным органом. Так, если предполагается производство продукции двойного назначения или контракт содержит гостайну, то согласовать контрактные условия нужно будет с Правительственной комиссией по импортозамещению. Для всех иных проектов потребуется согласие межведомственной комиссии. Еще будет работать агент Правительства РФ. Это юридическое лицо, наделенное полномочиями по содействию в подготовке и контролю в сфере специальных инвестиционных контрактов. Агент будет проверять соответствие инвестора и привлеченных им лиц установленным требованиям, заниматься расчетом денежной оценки бюджетных, налоговых, таможенных мер стимулирования для включения в инвестиционный контракт, определять срок окупаемости проекта, а также срок, в течение которого инвестор достигнет расчетной нормы доходности на вложенные в проект инвестиции.

Ответственность за нарушение контракта

На сегодняшний день отсутствуют четкие механизмы применения мер ответственности за неисполнение обязательств сторонами специальных инвестиционных контрактов. В законопроекте сказано, что в контракте на случай его неисполнения можно предусмотреть следующие условия:

  • изменение объемов или прекращение оказания мер стимулирования инвестиционной деятельности;

  • изменение объема распределения между сторонами контракта имущественных и интеллектуальных прав на результаты реализации проекта;

  • возмещение инвестором убытков пропорционально объему денежной оценки предоставленных мер стимулирования инвестиционной деятельности в случае прекращения контракта в связи с невыполнением обязательств;

  • выплату компенсации инвестору в случае прекращения контракта в связи с невыполнением обязательств РФ, субъекта РФ или муниципальным образованием.

Придется ли вносить изменения в действующие контракты

Предполагается, что специальные инвестиционные контракты, заключенные до даты вступления в силу поправок, придется привести в соответствие с новыми требованиями. Но это будет возможно только по соглашению всех сторон. Стороны смогут внести изменения в контракт либо заключить новый контракт, а прежний расторгнуть. Изменения в специальные инвестиционные контракты вносятся в том же порядке, в каком их и заключали. Если стороны не внесут изменения, то такой специальный инвестиционный контракт продолжит действовать без изменений.