Субъекты МСП могут получить дополнительную имущественную поддержку

| статьи | печать

В соответствии с разработанным Минэкономразвития России законопроектом право выкупа арендуемого публичного имущества приобретет бессрочный характер и будет распространено в том числе на федеральное имущество.

Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)» (опубликован 25 августа на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/08-17/00072548). Законопроект предлагает установить основания и порядок вовлечения публичного недвижимого имущества (прежде всего земельных участков) в механизм поддержки субъектов МСП. Действующее законодательство содержит в данном аспекте ряд преград и ограничений, которые не позволяют существующим институтам функционировать в полную силу.

Так, согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее — Закон № 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, арендующие государственное и муниципальное имущество могут воспользоваться преимущественным правом его выкупа в срок до 1 июля 2018 г. При этом возможность выкупа привязана к сроку нахождения имущества в аренде. По состоянию на 1 июля 2015 г. имущество должно находиться в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух или более лет в соответствии с договором аренды такого имущества.

Данный механизм оказался востребованным на практике. По данным Росреестра, общее количество договоров купли-продажи, заключенных в рамках Закона № 159-ФЗ, по состоянию на конец 2016 г. составило 50 304 единицы. При этом за один 2016 г. было заключено 4224 таких договора, в том числе 1139 в отношении имущества субъектов РФ, 2977 — имущества муниципальных образований.

Между тем обозначенные ограничения, связанные со сроком владения и пользования, существенно сужают круг субъектов — обладателей преимущественного права.

Представим ситуацию. Компания заключила договор аренды в январе 2015 г. На сегодняшний день она владеет имуществом уже более двух лет. Однако она не может рассчитывать на преимущественный выкуп по причине того, что в июле 2015 г. срок действия аренды составлял всего полгода.

Проект предлагает, во-первых, заменить конкретную дату «1 июля 2015 г.» словами «на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение такого имущества». Преимущественным правом будут, таким образом, наделены субъекты малого и среднего предпринимательства, которые на день подачи соответствующего заявления владеют и (или) пользуются имуществом на праве аренды в течение двух или более лет.

Во-вторых, проект предлагает отменить действующие на сегодняшний день ограничения по сроку реализации права выкупа — до 1 июля 2018 г. Таким образом, преимущественное право на выкуп для субъектов малого и среднего предпринимательства получит бессрочный характер. Подобный механизм поддержки предпринимателей из временной меры превратится в регулярную практику.

Похожие изменения уже предлагались Минэкономразвития России - в марте 2017 г. на портале regulation.gov.ru был размещен под ID 01/05/03-17/00062792 проект федерального закона, предлагавший аналогичные поправки. Однако он так и не был принят. В новом законопроекте перечень предлагаемых законодательных изменений был существенно расширен.

Прежде всего стоит отметить, что новый проект предложил распространить действие Закона № 159-ФЗ не только на имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, но и имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. Данная новелла направлена на преодоление неравенства в правом положении арендаторов федерального имущества и арендаторов муниципальной собственности.

Кроме того, новый законопроект предложил ряд поправок, направленных на создание механизма вовлечения земельных участков в процесс имущественной поддержки субъектов МСП.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» земельные участки могут быть включены в состав государственного и муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП в целях имущественной поддержки. Однако Земельный кодекс РФ и Федеральный закон‎от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержат механизмов предоставления земельных участков исключительно субъектам МСП. Как следствие, земельные участки практически не используются при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Законопроект содержит несколько положений, направленных на изменение данной ситуации. Он предлагает предусмотреть в ЗК РФ возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни, только среди субъектов МСП. При этом предполагается, что земельные участки, включенные в перечни государственного или муниципального имущества, в рамках государственных или муниципальных преференций, предоставляемых в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации или субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами) будут передаваться субъектам МСП и вовсе без проведения торгов.

В то же время законопроект предусмотрел и некоторые ограничения. Во-первых, он предлагает установить запрет на передачу в субаренду земельных участков, включенных в перечни и предоставленных в аренду субъектам МСП. Во-вторых, предлагает установить предельный срок, на который заключаются договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, — от пяти до десяти лет. По мнению разработчиков проекта, данный срок является оптимальным с позиции обеспечения баланса между созданием долгосрочных условий ведения деятельности на земельном участке субъектом МСП и необходимого обеспечения конкуренции среди потенциальных арендаторов.

Сведения о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечни, должны быть включены в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона.

Субъектам РФ согласно проекту будет предоставлено право устанавливать максимальные размеры площадей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для цели включения в перечни и передачи в аренду субъектам МСП.

По замыслу разработчиков, предоставление дополнительных возможностей по участию субъектов МСП в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества, по приобретению в аренду земельных участков выступит действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности. Имущественная поддержка субъектов МСП с использованием земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, будет способствовать развитию сельскохозяйственного производства и кооперации.

До 14 сентября проект проходит публичное обсуждение.