Исполнительное производство подвергнут кодификации: Минюст приготовил новый законопроект

| статьи | печать

Проект Общей части будущего Исполнительного кодекса РФ, разработанный и опубликованный для обсуждения министерством, содержит по большей части уже знакомые правоприменителям нормы. Оценить реформу позитивно или негативно позволит Особенная часть.

Новый кодекс скоро должен прийти на смену Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Проект Общей части будущего Исполнительного кодекса РФ, разработанный Минюстом России, размещен на портале www.regulation.gov.ru (ID проекта 01/05/03-17/00063204), где до 29 июня проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу. Разработка нового Кодеса — составная часть комплекса мер, которые направлены на кардинальное улучшение работы ФССП России, который был утвержден Правительством РФ (от 04.12.2016 № СП-П4-8200).

Отметим, что на подготовку более чем 70-страничного документа у Минюста ушло не так много времени — сообщение о начале работы над текстом Кодекса появилось на сайте министерства в последних числах марта. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, поскольку представленный проект Общей части Исполнительного кодекса на 90% состоит из положений ныне действующего Закона об исполнительном производстве (за исключением тех, что, видимо, войдут во вторую часть Кодекса). Точечные нововведения, включенные в проект, касаются перехода на электронный документооборот с участниками исполнительного производства, а также конкретизации статуса лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.

Для Исполнительного кодекса все только начинается

Ни пояснительная записка, ни информация на сайте разработчика не дают четкого представления о том, почему кодификация понадобилась именно в сфере исполнительного производства и почему она понадобилась именно сейчас. В пояснительной записке к проекту сказано лишь, что за период действия Закона об исполнительном производстве в него было внесено множество изменений и дополнений, в том числе отсылочных норм. Системный подход к содержанию правовых норм в законопроекте будет более понятным и эффективным как для реализации полномочий судебного пристава — исполнителя, так и для реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Неизвестно пока и то, когда будет обнародован проект Особенной части будущего Кодекса. Однако ясно, что при вступлении в законную силу нового Кодекса прекратит свое действие Закон об исполнительном производстве, а ФССП России придется разработать и утвердить требования к форматам извещений, направляемых в форме электронного документа, к форме и содержанию извещения, в том числе о возбуждении исполнительного производства, направляемых посредством СМС-сообщений.

По словам подполковника юстиции, бывшего помощника директора ФССП России Игоря Селионова, попытки кодификации законодательства об исполнительном производстве предпринимались и ранее. Например, в 2001 г. Администрация Президента РФ создала рабочую группу по разработке кодифицированного акта в сфере исполнительного производства, который в результате был разработан, но законом так и не стал. Участники этой рабочей группы отмечали, что выбор Кодекса обусловлен тем, что «объем материала, нуждающегося в кодификации, и уровень решаемых проблем требует разработки акта, который и по объему, и по масштабу может быть только Кодексом».

Нынешняя попытка подготовки Исполнительного кодекса направлена прежде всего на сведение воедино разных положений законодательства, регулирующего вопросы исполнительного производства (Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и др.). Разумеется, принятие нового Кодекса должно будет устранить и проблемы, которые в действующих нормативных правовых актах разрешения не нашли.

Исходя из содержания проекта Общей части Исполнительного кодекса, полагает И. Селионов, этот документ направлен на дальнейшую оптимизацию исполнительного производства путем внедрения современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Например, положения проекта направлены на дальнейшее развитие электронного исполнительного производства (детальнее урегулированы порядок исполнения исполнительных документов, поступивших по электронной почте, и внедрение электронного кабинета).

Электронное исполнительное производство должно стать ближе и проще

Наиболее значимые (но в то же время довольно скромные по масштабам) нововведения, предлагаемые законопроектом Минюста, касаются электронного взаимодействия между участниками исполнительного производства.

Так, часть 6 ст. 8 проекта Общей части Кодекса устанавливает обязанность органов принудительного исполнения создавать информационные ресурсы — электронные кабинеты, которые должны будут обеспечивать взаимодействие пристава и сторон исполнительного производства. В этом электронном кабинете можно будет направлять и получать постановления и другие документы, принятые судебным приставом — исполнителем, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью, а также информацию о ходе исполнительного производства, в том числе сведений о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения. Кроме того, участники исполнительного производства смогут подавать заявления, ходатайства, другие документы через личный кабинет на Едином портала госуслуг. Порядок создания и ведения электронного кабинета будет определять главный судебный пристав РФ.

В связи с введением электронных кабинетов в перечне прав участников исполнительного производства появится и право на их использование (п. 11 ч. 1 ст. 18 проекта). Глава 6 Общей части Кодекса, посвященная извещениям и вызовам в исполнительном производстве, тоже будет содержать нормы, регулирующие электронное взаимодействие. Стороны исполнительного производства будут извещаться о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, а также получать экземпляры постановлений судебного пристава — исполнителя в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе посредством Единого портала госуслуг, если такие лица на нем зарегистрированы. Документы будут размещаться в электронном кабинете (ч. 2, 3 ст. 41 проекта).

Оценщики и хранители получили персональные статьи

В проекте Общей части Исполнительного кодекса, в отличие от нынешнего закона об исполнительном производстве, больше внимания уделено регулированию правового статуса лиц, содействующих исполнению требований, которые содержатся в исполнительных документах. Сейчас закон устанавливает только статус понятых и специалиста, а также довольно разрозненно регулирует деятельность оценщика в исполнительном производстве.

В проекте же отдельные статьи посвящены статусу не только оценщиков (ст. 30), но и ответственных хранителей имущества (ст. 29), лиц, реализующих имущество (ст. 31).

Под ответственным хранителем имущества в проекте понимается совершеннолетнее дееспособное лицо или организация, которые привлечены в установленном законом порядке для обеспечения сохранности имущества с момента передачи имущества на хранение до реализации имущества или совершения в отношении имущества других исполнительных действий. Ответственным хранителем имущества на основе конкурсного отбора может быть назначена организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по оказанию услуг хранения. В любом случае с ответственным хранителем должен быть заключен договор, а выплаченное хранителю в соответствии с таким договором хранения вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. «Реализаторы» имущества также действуют на основании заключенного с ними договора на возмездной основе, и их вознаграждение также относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Оценщиком может быть только физическое лицо, которое состоит в СРО оценщиков и ответственность которого застрахована. Оценщик привлекается по ходатайству сторон или по инициативе судебного пристава — исполнителя (оценщиков может быть несколько). В случае необоснованного отказа от проведения оценки и (или) неявки по вызову судебного пристава — исполнителя оценщик понесет ответственность, предусмотренную Исполнительным кодексом.