НАФИ: автоюристы разрушают национальную систему автострахования

| статьи | печать

Полисы ОСАГО стали практически недоступны в некоторых регионах страны из-за деятельности так называемых автоюристов, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Это подтверждает проведенное аналитическим центром НАФИ масштабное исследование, завершившееся в августе.

Выводы исследователей НАФИ таковы: в результате действий автоюристов может произойти резкое снижение доли ОСАГО в портфеле порядка 20 ведущих российских страховщиков, причем часть из этих компаний покинет рынок ОСАГО или сдав лицензию, или через банкротство, что ухудшит ситуацию с ОСАГО, особенно в проблемных регионах.

Согласно данным НАФИ, строго в рамках правового поля действует не больше пятой части автоюристов. Прочие используют различные уловки для того, чтобы решить дело в свою пользу. В большинстве случаев, отмечается в исследовании, страховым компаниям либо направляется неполный пакет документов по почте (при этом суды на основании отметок «Почты России» принимают решение в пользу истца), либо оформляется экспертиза не по единой методике, либо автомобиль не предоставляется на осмотр (до введения изменений в закон об ОСАГО), либо существенно завышаются расходы на стоимость экспертного заключения.

Управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев, комментируя результаты исследования, сообщил, что по заключенным в 2015 г. договорам порядка 21,9 млрд руб. составят выплаты по суду, из которых свыше 9,4 млрд руб. получат автоюристы.

«Это выплаты, которые будут проходить по договорам цессии либо на основании доверенности, то есть автовладельцы не увидят из этих денег ни копейки. При росте выплат на 10—12% в 2016 г. потенциальный размер ущерба от деятельности недобросовестных автоюристов (размер нестраховых судебных выплат) в 2016 г. составит от 13 до 15 млрд руб.», — подчеркнул П. Самиев, добавив, что обязательные продажи электронного полиса после принятия поправок к закону об ОСАГО этим летом проблему «токсичных» регионов не решат и не усилят мотивацию страховщиков оставаться на рынке, а напротив, откроют дополнительные возможности для недобросовестных автоюристов.

Масштабы влияния автоюристов на рынок, по мнению П. Самиева, таковы, что могут привести к разрушению национальной системы автострахования. Обсуждаемое в последнее время создание специальной госкомпании по автострахованию станет лишней нагрузкой на госбюждет, однако не решит ряд системных проблем рынка, считает эксперт.

За последние пять лет доля нестраховых судебных выплат автоюристам выросла с 15% в 2011 г. до 43% в 2015 г. Хотя в прошлом году была введена Единая методика оценки ущерба, замедлившая темпы роста подобных выплат, эффект от ее введения оказался недолгим, поскольку автоюристы нашли новые способы манипулирования судами. В результате комбинированная убыточность ОСАГО со II квартала прошлого года стала расти и по итогам I квартала 2016 г. достигла 92%. Прогнозируемый совокупный финансовый результат по договорам ОСАГО, заключенным в 2015 г., составляет, по расчетам РСА, –0,3 млрд руб.