Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг в 2016 г.: практические аспекты

| статьи | печать

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» мы писали об общих особенностях раскрытия информации акционерными обществами («Раскрытие информации: тонкости и нюансы возникновения и прекращения обязанности», «ЭЖ», 2016, № 16). О конкретных изменениях к требованиям по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг в 2016 г. читайте в этом материале.

В связи с упразднением 1 сентября 2013 г. ФСФР России ее функции передали Банку России, который взамен действовавшего ранее Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н) разработал Положение от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение о раскрытии). Оно вступило в силу с 17 марта 2015 г.

Положение о раскрытии распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ, за исключением ЦБ РФ и эмитентов государственных и муниципальных бумаг. Положение о раскрытии распространяется на действия эмитентов, имевшие место в 2015 г., а это значит, что его требования необходимо учитывать при подготовке к раскрытию информации, которая имеет место в текущем 2016 г.

В частности, Положением определяются требования к раскрытию:

  • информации о выпуске (дополнительном) выпуске эмиссионных ценных бумаг;

  • информации в форме проспекта ценных бумаг;

  • ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;

  • информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг;

  • консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг;

  • информации о ценных бумагах иностранных эмитентов, допускаемых к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ;

  • иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществления прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Что изменилось после 14 марта 2016 г.

С 14 марта 2016 г. вступили в силу изменения в Положение о раскрытии, внесенные указанием Банка России от 16.12.2015 № 3899-У. Одно из нововведений (п. 2.6) предписывает эмитенту, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, на главной (начальной) странице сайта эмитента в интернете разместить ссылку на страницу, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку. Появились и другие изменения:

  • уточнено понятие «идентификационные признаки ценных бумаг», которые должны быть указаны в раскрываемых сообщениях (п. 2.11);

  • изменен перечень вопросов повестки дня совета директоров, подлежащих раскрытию (п. 15.2, 15.4, 16.2);

  • изменен срок наступления момента раскрытия информации о неисполнении обязательств эмитента по облигациям (п. 37.3);

  • расширен перечень сведений о корпоративном споре (п. 57.1);

  • добавлена необходимость раскрытия полученных эмитентом уведомлений о намерении обратиться в суд с исковым заявлением;

  • расширен список документов и сведений, подлежащих обязательному раскрытию для ПАО и для непубличного АО (п. 69.2, 69.4);

  • изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных годового отчета АО (п. 70.2);

  • изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных и изменение срока для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО, подлежащей обязательному аудиту (п. 71.2).

Также введена необходимость указывать идентификационные признаки ценных бумаг при раскрытии информации о ряде существенных фактов:

  • о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента (п. 14.2);

  • проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и принятых им решениях (п. 14.4);

  • объявлении общего собрания участников (акционеров) эмитента несостоявшимся (п. 14.6);

  • проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня (п. 15.2);

  • отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента (п. 15.4);

  • непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами (п. 16.2);

  • погашении акций эмитента, являющегося акционерным обществом (п. 29.2);

  • проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента (п. 63.2);

  • решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента (п. 63.4);

  • объявлении общего собрания владельцев облигаций эмитента несостоявшимся (п. 63.6).

Отметим также, что с 20 июня 2016 г. в Положении о раскрытии действуют еще две точечные поправки, касающиеся сделок с заинтересованностью (внесены указанием Банка России от 01.04.2016 № 3987-У):

  • в сообщении о совершении АО сделки с заинтересованностью требуется указать само заинтересованное лицо, а также основания, по которым оно признается заинтересованным;

  • в годовом отчете АО в сведениях о сделках с заинтересованностью необходимо указывать основания, по которым другая сторона по сделке признается заинтересованной, для тех сделок, размер которых составлял более 2% балансовой стоимости активов АО.

Раскрытие информации в форме годового отчета

В соответствии с Положением о раскрытии годовой отчет АО может быть подписан только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а вот подпись главного бухгалтера не требуется. Кроме того, в отношении АО, акции которых допущены к организованным торгам, предусмотрены значительные требования к раскрытию в годовом отчете информации о соблюдении обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, а также:

  • сведений о положении АО в отрасли;

  • приоритетных направлениях деятельности АО;

  • отчета совета директоров (наблюдательного совета) АО о результатах развития по приоритетным направлениям его деятельности;

  • информации об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;

  • перспективах развития акционерного общества;

  • отчета о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям АО;

  • описания основных факторов риска, связанных с деятельностью АО;

  • перечня совершенных в отчетном году крупных сделок АО (по закону и в соответствии с уставом АО) с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. В годовом отчете вместо перечня сделок может содержаться ссылка на страницу в интернете, на которой раскрыта данная информация;

  • перечня совершенных АО в отчетном году сделок с заинтересованностью, для которых требовалось одобрение, с указанием по каждой сделке заинтересованных лиц, оснований признания их заинтересованными, существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. Этот перечень также может быть размещен на странице в интернете, а в годовом отчете можно будет указать лишь ссылку на эту страницу;

  • а также сведений о совете директоров (и изменениях в его составе), о единоличном (или коллегиальном) исполнительном органе, о совершенных ими сделках по приобретению либо отчуждению акций управляемого АО, основных положений политики АО в области вознаграждения органам управления и сведений об их вознаграждении, а также сведений об утверждении годового отчета общим собранием акционеров или советом директоров, если этот вопрос отнесен к его компетенции, а также иной информации, предусмотренной уставом или внутренним документом акционерного общества (п. 70.3).

Как уже отмечалось, если акции АО допущены к организованным торгам, его годовой отчет должен включать в себя отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:

  • заявление совета директоров АО о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе, а если такие принципы не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме — с указанием данных принципов и кратким описанием того, в какой части они не соблюдаются;

  • краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в АО;

  • описание методологии, по которой проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе;

  • объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные в Кодексе;

  • описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных;

  • планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

Как составлять отчет о соблюдении рекомендаций Кодекса корпоративного управления

Рекомендации по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления для включения его в годовой отчет АО в соответствии с требованиями Положения о раскрытии содержатся в письме Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления» (далее — Рекомендации). Акционерные общества, не являющиеся публичными, также могут использовать Рекомендации для подготовки разделов годового отчета, посвященных корпоративному управлению.

Согласно Рекомендациям структура отчета включает:

  • заявление совета директоров о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления;

  • информацию о принципах и рекомендациях Кодекса, которые не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме, с описанием того, в какой части они не соблюдаются, с объяснением ключевых причин, факторов и обстоятельств, почему эти принципы не соблюдаются;

  • описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных Кодексом;

  • планируемые действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления.

Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления предусматривает включение в нее информации о соблюдении АО всех принципов, указанных в части «А» Кодекса корпоративного управления. Информация о соблюдении базовых принципов Кодекса корпоративного управления (принципы, перечисленные в Кодексе корпоративного управления под номерами, состоящими из двух цифр, например 1.2 или 2.3 и т. д.) не является предметом оценки и раскрытия в форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления. Раскрытие информации требуется в отношении принципов корпоративного управления второго уровня (перечислены в Кодексе под номерами, состоящими из трех цифр, например 1.2.3 или 2.3.1 и т. д.). В форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления каждый принцип сопровождается критериями оценки его соблюдения, которые позволяют оценить его практическую реализацию акционерным обществом.

Раскрытие информации о корпоративном управлении в формате «соблюдай или объясняй» является важным элементом прозрачности деятельности АО, а также коммуникации между эмитентами, инвесторами и иными заинтересованными сторонами на финансовых рынках многих стран. Поэтому содержательные объяснения отклонений от рекомендуемой практики являются ключевым элементом этого механизма и важным инструментом для формирования отношений доверия на финансовом рынке.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований по раскрытию информации о причинах несоблюдения или соблюдения не в полном объеме принципов и ключевых рекомендаций Кодекса корпоративного управления акционерным обществам рекомендуется, чтобы каждое объяснение отклонения содержало следующие элементы:

  • четкое указание положения Кодекса корпоративного управления, к которому относится объяснение;

  • краткое описание контекста, обстоятельств деятельности АО или исторически сложившихся предпосылок, в связи с которыми общество не следует рекомендуемой практике;

  • убедительные и понятные объяснения конкретных причин несоблюдения соответствующего положения Кодекса и обоснования решения, принятого акционерным обществом;

  • описание используемых обществом мер, направленных на снижение возникающих дополнительных рисков;

  • указание на то, является ли несоответствие положению Кодекса корпоративного управления ограниченным во времени и есть ли у АО намерение достигнуть соблюдения соответствующего положения в будущем.

Кодекс корпоративного управления задает ориентиры того, какую информацию следует включать в годовой отчет в части описания системы корпоративного управления:

  • обзор системы корпоративного управления, включая требования регулирования, влияющие на структуру корпоративного управления;

  • информацию об акционерах общества и взаимодействии с ними;

  • состав совета директоров, включая биографические данные о его членах, сроке работы в совете директоров и статусе каждого члена совета, а также аналогичные данные в отношении исполнительных органов общества;

  • обязанности и деятельность совета директоров АО в отчетном периоде;

  • отчет о вознаграждениях;

  • описание системы внутреннего контроля и управления рисками;

  • отчет комитета по аудиту.

Ответственность за неисполнение требований Положения о раскрытии

Ответственность за нарушение требований Положения о раскрытии предусмотрена ст. 15.19 КоАП РФ с максимальными размерами штрафов для должностных лиц до 50 000 руб. и возможной дисквалификацией до двух лет, и штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн руб. Причем, как показывает складывающаяся судебная практика, эта норма работает, и регулятор действительно накладывает на АО серьезные штрафы (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1922/2016 по делу № А27-21932/2015, Московского округа от 07.10.2015 № Ф05-13744/2015 по делу № А40-32343/15).

Отметим в заключение, что несмотря на усложнение процедуры подготовки раскрытия информации эмитентами в связи с увеличением объема содержательной части отчетов, перечисленные в статье нововведения преследуют цель формирования надлежащих стандартов к составлению соответствующих разделов годовых отчетов публичных АО, отвечающих задачам предоставления всем заинтересованным лицам понятной, полной и структурированной информации о системе корпоративного управления, сложившейся в АО.

К сведению

После вступления в силу Положения о раскрытии Банк России письмом от 30.03.2015 № 06­52/2825 «О раскрытии в годовом отчете акционерного общества за 2014 год сведений о соблюдении положений Кодекса корпоративного управления» рекомендовал для отражения сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления в годовых отчетах акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, за 2014 г. использовать форму, предложенную ЗАО «ФБ ММВБ». Представляется, что указанная форма может быть рекомендована к использованию и при подготовке годового отчета за 2015 г.