Иванов впал в хандру и замкнулся в себе

| статьи | печать

Сбербанк CIB выпустил очередной обзор состояния потребительских настроений в России — так называемый индекс Иванова. Для составления этого обзора используется опрос 2300 россиян в возрасте от 18 до 65 лет, живущих в 164 городах России с населением свыше 100 000 человек. По опросу выходит, что средний Иванов пребывает в устойчивой хандре.

По мнению авторов обзора, в нем можно усмотреть ранние признаки изменений экономического состояния как российских домохозяйств, так и компаний.

Индекс Иванова в IV квартале прошлого года не изменился по сравнению с III кварталом, он держится на минимуме: –24% (см. табл.); так же плохо Иванов себя чувствовал в драматическом с точки зрения экономической ситуации IV квартале 2014 г.

Исследователи в качестве самой важной характеристики сегодняшнего состояния Иванова выделяют тот факт, что он стал равнодушен к макроэкономическим показателям, экономическим новостям и новостям вообще, замкнулся в собственной раковине, сделался апатичен. Именно поэтому, считают исследователи Сбербанка CIB, Иванов почти не реагировал ни на падение цен на нефть, ни на дешевеющий рубль, ни на действия правительства. Это решительно отличается от самочувствия Иванова образца предыдущего кризиса, 2009 г., — тогда он с надеждой смотрел в макроэкономическое будущее.

Доля тех Ивановых, кто снизил потребительскую активность, установила новый рекорд в IV квартале прошлого года — их стало 70%. Понятно, что от этого ухудшается самочувствие розничных компаний. Но в утешение им можно сказать, что ни высокая инфляция, ни сложные условия на рынке труда отныне не будут влиять на потребительское поведение Иванова: он уже адаптировался к новым макроэкономическим условиям и привел в соответствие с ними собственные желания и расходы.

Тем не менее доля чувствительных к ценам Ивановых остается на самом высоком за время существования индекса уровне — 75%; правда, такое положение фиксируется уже четыре квартала подряд. Хорошая же новость состоит в том, что впервые за 2015 г. выросла доля Ивановых, которых, помимо цен, интересует еще и качество потребляемых продуктов — но выросла она всего на 3%. Богатство ассортимента теперь волнует чуть большую часть Ивановых — 45 против 44% в предыдущем исследовании. Интересно, что инфляция, которую наблюдают Ивановы, выше официальной и составляет 15,7%.

Что касается доходов, то 78% Ивановых в прошлом году не получили никакой индексации — хотя 34% считали, что таковая состоится. Не видят перспектив индексации в начавшемся году 58% Ивановых, оставшиеся надеются, что их доходы увеличатся в среднем на 6,7% — что, легко заметить, ниже официально ожидающегося показателя инфляции. В сумме ожидание роста доходов у Ивановых составляет жалкие 2,9%.

Количество розничных сетей, которые Ивановы удостоили своим посещением, снизилось: в I квартале средний показатель был 2,9 сети, в III — 2,4, в IV квартале чуть выросло — 2,5; это все-таки лучше, чем 2,3 сети в среднем, худший результат, показанный в конце 2014 г. Зато увеличилось число недельных визитов Иванова в магазин — с 1,1 в 1-м полугодии прошлого года до 1,3 во втором. Это можно было бы считать хорошим знаком, пишут исследователи, если бы выросшая частота посещений магазинов не контрастировала с сокращением среднего чека — и это при высокой инфляции!

93% Ивановых решили встретить новогодние праздники дома, 5% намеревались отправиться в поездку по России. Таким образом, доля Ивановых, оставшихся на новогодние каникулы в России, увеличилась на 2 п.п. по сравнению с предыдущим годом. Бюджет новогоднего праздника сократился на 1,4% по сравнению с 2014 г. (опять не забываем об инфляции!): с 7077 до 6978 руб. — и в основном это расходы на еду. Заметного желания накапливать запасы продуктов в декабре 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 г. не наблюдалось — 12% опрошенных против 20% годом ранее.