Правительство предлагает продлить действие «антикризисных» мер в сфере закупок на 2016 г.

| статьи | печать

В течение следующего года Правительство РФ предлагает руководствоваться теми же правилами для контрактной системы, которые были установлены для 2015 г. Во-первых, сохранить за заказчиками право в некоторых случаях не требовать от участников конкурса внесения обеспечения исполнения контракта. Во-вторых, сохранить право предоставить исполнителю рассрочку по уплате начисленных санкций (неустоек, штрафов). В-третьих, расширить допустимые случаи изменения условий контракта по соглашению сторон.

На портале www.regulation.gov.ru опубликованы сразу три проекта постановлений Правительства РФ, которые касаются правил заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов в 2016 г.:

Публичное обсуждение проектов продлится до 15 декабря, однако кардинальных изменений перечисленные проекты ни заказчикам, ни исполнителям не принесут. По сути, они сохранят в силе положения, утвержденные Правительством РФ на 2015 г.

Малый бизнес опять получит шанс сэкономить на обеспечении исполнения госконтрактов

По общему правилу, установленному Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 96). Исключения из этого правила установлены в самом Законе № 44-ФЗ для некоторых видов закупок. Кроме того, исключения из этого правила может утверждать Правительство РФ, приняв соответствующее постановление (ч. 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В 2015 г. такие исключения были утверждены постановлением от 06.03.2015 № 199, а в 2016 г., вероятно, они будут установлены новым постановлением «О случаях и условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта».

Несмотря на разработку проекта отдельного постановления, случаи, в которых требование об обеспечении исполнения контракта является необязательным, на 2016 г. аналогичны установленным для текущего года. Так что с принятием нового постановления без обеспечения исполнения контракта заказчики по-прежнему смогут проводить:

  • конкурсы, аукционы (в том числе электронные), запросы предложений, в которых участвуют субъекты малого или среднего бизнеса, а также социально ориентированные некоммерческие организации (далее — некоммерческие организации);

  • закупки, в которых проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта, условие о перечислении исполнителю авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;

  • закупки, в которых контракт содержит условие о выплате авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными госорганами субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными госорганами субъектов РФ и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);

  • закупки, в которых участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта не менее 75% начальной (максимальной) цены контракта.

В пояснительной записке к проекту сказано, что такие меры помогут снизить себестоимость исполнения контрактов и не повысить при этом риски неисполнения таких контрактов.

Списание неустоек по госконтрактам будет актуально и в следующем году

Продлить еще на год срок применения правительство предлагает и в отношении правил предоставления рассрочки по уплате штрафных санкций, которые в текущем году установлены постановлением от 05.03.2015 № 196. Такой порядок касается только неустоек и штрафов, начисленных в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактами, и в случае завершения в полном объеме в 2016 г. исполнителем всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Сама возможность рассрочки по уплате неустоек и штрафов, а также их списания заказчиком предусмотрена ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Проектом постановления устанавливается механизм отсрочки и (или) списания начисленных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), позволяющий поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в условиях высокой волатильности рынка завершить исполнение контракта. О списании или предоставлении рассрочки заказчик будет уведомлять исполнителя в письменном виде. Такие меры предлагается применять в трех случаях:

  • если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, тогда заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

  • если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) более 5%, но не более 20% цены контракта, тогда заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания 2016 г., а также списывает 50% неуплаченных сумм неустоек, если остальные 50% уплачены до конца года;

  • если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

В текущем году условия списания и предоставления отсрочки аналогичны перечисленным, и перечень таких условий является закрытым. Что, тем не менее, не мешает компаниям требовать рассрочек, ссылаясь на нормативные акты правительства (решение ФАС России от 24.07.2015 по делу № П‑486/15).

Расторжение контракта по соглашению сторон — есть и будет

Полномочия Правительства РФ устанавливать специальные условия и порядок изменения срока исполнения, цены товара и цены контракта предусмотрены ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Эта норма касается только 2015 г., однако соответствующий проект постановления на 2016 г. уже разработан без поправок в закон. Как и рассмотренные ранее, проект касается только рублевых контрактов, срок исполнения которых превышает шесть месяцев, истечет в 2016 г. и исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно. Предметом таких контрактов должны быть товары (работы, услуги), включенные в специальные перечни, либо строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капстроительства.

Без соответствующего обращения поставщика увеличить цену контракта, единицы товара (работы, услуги) заказчик не может. Решение по такому обращению будет зависеть от нескольких факторов. В частности, предназначен ли закупаемый товар для нормального жизнеобеспечения граждан, повлияет ли изменение условий контракта на выполнение государственных программ, федеральных целевых программ и т. д. Также во внимание будут приняты объем фактически исполненных обязательств по контракту, утвержденный и доведенный до заказчика объем финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 г. обязательств по контрактам.