Поправки для «строительных» СРО: вторая попытка

| статьи | печать

Правительство РФ распоряжением от 25.11.2015 № 7855п-П9 внесло в Госдуму законопроект с изменениями в законодательство о СРО в сфере строительства. Ключевые нововведения — запрет на уплату взноса в компенсационный фонд организации в рассрочку или третьими лицами и введение административной ответственности за непредставление, несвоевременное представление СРО документов и сведений в госреестр СРО или представление недостоверных сведений.

Разработчиком проекта № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)» выступает Ростехнадзор.

Стоит отметить, что данный законопроект прошел процедуру ОРВ еще в конце прошлого года, но получил отрицательное заключение от Минэкономразвития России. В частности, в этом заключении указывалось, что решение проблемы способом, который предложил Ростехнадзор, необоснованно.

Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, в законопроекте содержались положения, которые вводили избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (или способствующие их введению), а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов и для бизнеса, и для бюджетной системы РФ.

Одно из главных замечаний сводилось к следующему. Первоначальный вариант законопроекта предусматривал существенное ужесточение госрегулирования ответственности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капстроительства за выполнение задач, возложенных на такие СРО, и предусматривал увеличение полномочий Ростехнадзора. Однако в период проведения процедуры ОРВ по данному законопроекту Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О саморегулируемых организациях“» (Федеральный закон от 24.11.2014 № 359-ФЗ).

Учитывая принятие этого закона, Минэкономразвития России сочло необоснованным подготовку иных проектов законодательных актов, направленных на достижение аналогичных целей, до тех пор, пока не будет сформирована и оценена практика применения Федерального закона от 24.11.2014 № 359-ФЗ.

В заключении министерства также отмечено, что в рамках публичного обсуждения законопроекта эксперты направили значительное число замечаний к нему, а также предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. Но разработчик не представил аргументированную позицию по целому ряду замечаний и предложений.

Минэкономразвития России указало Ростехнадзору на необходимость анализа экспертных позиций, поступивших в рамках публичного обсуждения законопроекта, при его дальнейшей переработке, а также на необходимость указания конкретных причин, в силу которых та или иная позиция была отклонена.

И вот через год обновленный законопроект был одобрен на заседании Правительства РФ 16 ноября 2015 г.

В законопроекте уточняются условия членства и прекращения членства в СРО, а также порядок внесения взноса в компенсационный фонд организации.

Так, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены СРО, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны уплатить взнос в компенсационный фонд СРО в полном объеме. Уплата взноса в компенсационный фонд в рассрочку или иным способом, исключающим его единовременную уплату, а также его уплата третьими лицами не допускается (поправки в ст. 55.16 ГрК РФ).

Сегодня такого требования в законе нет. Поэтому на практике СРО разрешают своим членам уплачивать этот взнос в рассрочку (о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в интернете), а также вносить его третьим лицам за члена СРО. Более того, как указывается в пояснительной записке к проекту № 938845-6, СРО иногда выдают свидетельство о допуске к определенному виду работ до уплаты взносов в компенсационный фонд. То есть, по сути, обесценивается сама идея создания компенсационного фонда для покрытия возможных рисков, связанных с деятельностью членов СРО.

Ростехнадзор также констатирует в пояснительной записке тот факт, что деятельность части СРО фактически сведена к выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям свидетельств о допуске к определенному виду работ (видам работ), которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, что привело к росту коммерциализации СРО. Ведомство также выявило факты манипуляций СРО с компенсационным фондом в части предоставления новым членам так называемой материальной помощи из средств этого фонда для внесения взноса в него же.

Отметим, что в первоначальном варианте законопроекта допускалась уплата взноса в компенсационный фонд третьими лицами при условии, что член СРО предоставит документы (или их заверенные копии), подтверждающие наличие встречных обязательств между третьим лицом, уплачивающим взнос, и членом СРО, за которого такой взнос уплачивается.

СРО также обяжут утверждать процедуру рассмотрения жалоб и обращений на действия (бездействие) ее членов (поправки в ст. 55.5 и 55.14 ГрК РФ). Кроме того, срок хранения дел по тем лицам, членство которых в СРО прекращено, предлагается ограничить десятью годами. Сегодня такие дела хранятся бессрочно (ч. 10 ст. 55.6 ГрК РФ).

Разработчики законопроекта предлагают внести изменения в КоАП РФ в части привлечения к ответственности СРО и их должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление документов и сведений, перечень которых установлен законодательством о таких организациях, в госреестр СРО или представление недостоверных сведений (новая ст. 14.61 КоАП РФ). При этом штраф для должностных лиц составит от 1000 до 2000 руб., а для юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб. Санкции будут гораздо жестче при повторном нарушении: для должностных лиц штраф составит от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация от шести месяцев до года), а для организаций штраф установят в размере от 100 000 до 200 000 руб.

Стоит отметить, что сведения о членах СРО будут размещаться только в едином реестре членов СРО соответствующего национального объединения и в реестре членов СРО на ее официальном сайте. По мнению разработчиков, это новшество позволит оптимизировать документооборот и избежать дублирования таких сведений в госреестре СРО и единых реестрах членов СРО соответствующих национальных объединений.

В законопроекте также определяются полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение госреестра СРО (в данном случае это Ростехнадзор), по установлению порядка ведения этого реестра и требований к форме представления сведений для внесения в реестр.

По мнению разработчика, это позволит установить форму представления таких сведений в электронном виде, унифицировать получение соответствующей информации от СРО, а также сократить время на ее обработку и внесение в госреестр.

К сведению

Канатный транспорт станет особо опасным

К особо опасным и технически сложным объектам предлагается отнести подвесные пассажирские канатные дороги (поправки в ст. 48.1 ГрК РФ). Это новшество, по мнению разработчиков, позволит обеспечить надзор за такими объектами на протяжении всего их жизненного цикла. Ростехнадзор также указывает, что данное положение отражает сложившуюся мировую практику, когда за одним надзорным органом закрепляются функции государственного контроля и надзора за канатным транспортом на этапе строительства и эксплуатации.

В то же время в упомянутом заключении Минэкономразвития России отрицательно отзывалось о предлагаемом нововведении, считая, что оно приведет к существенному удорожанию проектирования и строительства канатных дорог. Назовем причины, которые будет способствовать такому удорожанию:

  • необходимость проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для этих объектов, а также государственного строительного надзора за их возведением (реконструкцией) исключительно на федеральном уровне;

  • повышенные требования к организациям, имеющим право на проектирование и строительство таких объектов;

  • обязанность проведения экспертизы в форме государственной экспертизы.

По мнению Минэкономразвития России, данное предложение не было обосновано конкретными фактами, свидетельствующими о недостаточном уровне безопасности при проектировании канатных фуникулеров в настоящее время.

Теперь в пояснительной записке к законопроекту Ростехнадзор привел в качестве обоснования своего предложения информацию о двух авариях на канатных дорогах, произошедших на олимпийских объектах в 2014 г.