Четвертый «антимонопольный» пакет вступит в силу 5 января

| статьи | печать

Поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), известные также как четвертый «антимонопольный пакет», на днях утверждены президентом и вступят в силу в следующем году. Изменения затрагивают запрет злоупотребления доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и антиконкурентные соглашения. Также внесены коррективы в порядок рассмотрения дел об антимонопольных нарушениях.

Работа над проектом четвертого «антимонопольного пакета» шла в течение двух с половиной лет. Принятый в результате Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 275-ФЗ) предусматривает значительные преобразования в сфере антимонопольного регулирования, которые, как ожидается, должны быть восприняты бизнесом позитивно.

ФАС предостережет и предупредит

Положениями Закона № 275-ФЗ расширены полномочия антимонопольных органов — они получат право выносить досудебные предостережения не только в адрес должностных лиц юридических лиц, но и в адрес должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Но это допустимо, только если в распоряжении антимонопольного органа имеется информация о планируемых указанными лицами действиях, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Кроме того, расширен круг правонарушений, за совершение которых может быть вынесено предупреждение. Например, в него войдут действия по созданию дискриминационных условий, необоснованное установление различных цен.

Новые правила для «вертикальных соглашений» и «картель покупателей»

Законом № 275-ФЗ уточнены критерии допустимости «вертикальных» соглашений. Такие соглашения законны, если ни у продавца, ни у покупателя доля на рынке, являющемся предметом «вертикального» соглашения, не превышает 20%. Сейчас ограничение в 20% касается любого товарного рынка, в том числе не связанного непосредственно с «вертикальным» соглашением.

В новой редакции Закона о защите конкуренции также расширено понятие картеля. Теперь картелем могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов-продавцов, но и хозяйствующих субъектов-покупателей, то есть конкурентов в сфере потребления товаров (картель покупателей).

Из Закона о защите конкуренции исключена норма о возможности признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим, если доля такого субъекта на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ.

Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, уйдет в прошлое. Это, по мнению разработчиков Закона № 275-ФЗ, позволит уменьшить административную нагрузку на организации.

Недобросовестная конкуренция

В Законе о защите конкуренции с 5 января появится новая глава, содержащая запрет на осуществление недобросовестной конкуренции различными способами. Среди них такие способы, как:

  • дискредитация (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту, нанести ущерб его деловой репутации);

  • введение в заблуждение в отношении качества товара, его потребительских свойств, способов и условий его изготовления, места производства, цены и др.;

  • некорректное сравнение хозяйствующего субъекта (его товара) с конкурентом (товаром конкурента). При сравнении используются слова, создающие впечатление о превосходстве товара или хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, которые можно подтвердить (например, «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный»).

Кроме того, устанавливается запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную:

  • с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

  • с использованием результатов интеллектуальной деятельности;

  • с созданием смешения;

  • с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.