Инструментарий местного самоуправления приближается к бизнесу

| статьи | печать

Подписанный недавно главой государства закон о государственно-частном и муниципальном частном партнерстве (от 13.07.2015 № 224-ФЗ) сблизил муниципальное управление с бизнесом.

Органы местного самоуправления получили возможность на равных разговаривать не только с местными предпринимателями, но и с крупными корпорациями о сопряжении деловой деятельности с интересами местного сообщества на территории присутствия бизнеса. Даже такие монстры, как РЖД и «национальное достояние» — «Газпром» с «дочками» и «внучками», снизойдут до стола переговоров с местной властью. К объектам соглашения о муниципально-частном партнерстве (МЧП) отнесены, в частности, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Закон открывает также возможность самодостаточным муниципальным образованиям, главным образом регио­нальным столицам и крупным промышленным городам, вернуть утраченное в результате разных реформ влияние на сферу здравоохранения и образования, культуры и отдыха, спорта и туризма. Объектами МЧП могут быть медицинские учреждения, санатории и курорты, учреждения образования, культуры и спорта, дома отдыха и туристические комплексы.

В Сургуте, к примеру, на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) планируется построить перинатальный центр. Основная роль при проведении тендера на реализацию проекта и сервисные услуги по окончании строительства принадлежит государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, поскольку 60% ассигнований на строительные работы общей сметной стоимостью около 10 млрд руб. намечается выделить из регионального бюджета. Этими средствами предполагается возместить победителю конкурса затраты по уплате процентов по кредитным до­говор­ам. Согласно открытым источникам цена конкурса — 18,4 млрд руб. Сумма вызвала вопросы у экспертов и местной власти, но они не могли сравнить, что дешевле — договор о ГЧП или соглашение о государственных закупках. Новый закон дает право делать сравнение и властным структурам, и общественным организациям, не говоря уже о надзорных органах.

Общественный контроль, возможно, потребуется и в Москве. Здесь на снос старых корпусов городской клинической больницы № 63, строительство новых зданий и их эксплуатацию заключено концессионное соглашение сроком на 49 лет. Объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб.

Общественная экспертиза проектов на принципах ГЧП и МЧП станет возможна после 1 января 2016 г., когда новый закон вступит в силу в полном объеме. А пока начала действовать только ст. 46, касающаяся изменений в Федеральный закон (от 13.09.2008 № 173-ФЗ) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой сис­темы Российской Федерации». Согласно ее новым нормам Внешэкономбанк снижает на 0,25 п. п. процентную ставку при предоставлении субординированных кредитов (займов) без обеспечения на реализацию ГЧП-проектов и МЧП-проектов:

  • ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Россельхозбанк» — до 6,25% годовых на срок до 31 декабря 2019 г. с возможностью продления срока размещения по решению Правительства РФ до 31 декабря 2022 г.;
  • другим кредитным организациям — до 7,25% годовых до 31 декабря 2020 г. с возможным продлением срока размещения до 31 декабря 2023 г. включительно по решению Правительства РФ.

Общая сумма на эти цели, размещаемая на депозитах Внешэкономбанка, остается неизменной — 410 млрд руб.

В настоящее время, по данным Минэкономразвития России, реализуется почти 600 проектов ГЧП.

Так, на Таманском полуострове, в Темрюкском районе Краснодарского края, создается сухогрузный район морского порта Тамань. В Ленинградской области, у г. Ломоносова на южном побережье Финского залива, заканчивается строи­тельство многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка».

Общий объем всех реализуемых проектов ГЧП и МЧП оценивается экспертами в 1 трлн руб. Доля частных инвестиций в них составляет пятую часть.

В этой связи возрастает значение контроля за расходованием бюджетных средств, считает руководитель проекта «За честные закупки» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Антон Гетта. По его словам, на площадке ОНФ создается экспертный стол, на котором будут обсуждаться вопросы повышения качества и эффективности проектов пуб­лично-частного партнерства, квалифицированности заказчиков и развитие общественного контроля, чтобы «сконцентрироваться на оценке эффективности проектов ГЧП». «Весьма бюджетоемкая» сфера ГЧП должна быть максимально прозрачной, говорит эксперт.

Муниципальные власти получили дополнительный инструментарий для взаимодействия с бизнесом также в «родной» сфере коммунальных услуг, благоустройства, электрообеспечения. Новым законом внесены изменения в ряд действующих законов и кодексов. Согласно экспресс-опросу «ЭЖ», главы муниципальных образований не без удовлетворения приняли, в частности, уточнения в законодательстве о концессиях.

К сведению

Полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципально-частного партнерства

1. К полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта МЧП, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта РФ), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующий полномочий:

1) обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта МЧП;

2) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве;

3) осуществление мониторинга реализации соглашения о МЧП;

4) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;

5) ведение реестра заключенных соглашений о МЧП;

6) обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о МЧП;

7) представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;

8) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

3. Глава муниципального образования направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ, определенный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, проект муниципально-частного партнерства для проведения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества в соответствии с частями 2—5 статьи 9 настоящего закона.

ИСТОЧНИК: ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Изменения и дополнения вносятся в законы:

  • от 21.02.92 № 2395-I «О недрах»;
  • от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • от 24.06.98 № ­89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • от 29.07.98 № ­135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • от 08.11.2007 № ­257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • от 13.09.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»;

кодексы:

  • Водный,
  • Градостроительный,
  • Земельный,
  • Лесной.

ИСТОЧНИК: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»