Экономика адаптируется. Но шампанское пить еще рано

| статьи | печать

В понедельник, 15 июня, совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку с 16 июня на 1 процентный пункт (п.п.) — с 12,50 до 11,50% годовых. Как говорится в сообщении ЦБ, ставка понижена, поскольку происходит дальнейшее ослабление инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики.

В заявлении ЦБ говорится: «В условиях значительного сокращения потребительского спроса и наблюдавшегося в феврале — мае укреп­ления рубля замедление роста потребительских цен продолжилось. По прогнозу Банка России, под влиянием указанных факторов годовая инфляция в июне 2016 г. составит менее 7% и достигнет целевого уровня 4% в 2017 г. Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки по мере дальнейшего замедления роста потребительских цен в соответствии с прогнозом, но при этом потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками».

По мнению аналитиков «ВТБ Капитала», теперь реальная процентная ставка снизилась до 4,5%.

Банк России вновь подчерк­нул, обращают внимание аналитики, что снижение экономической активности лишь отчасти объясняется структурными факторами и в значительной степени носит циклический характер, на что указывает слабость спроса. Она отражается в уменьшении загрузки производственных мощностей и рабочей силы, падении реальной заработной платы (минус 13,2% в годовом выражении в апреле!) и в рос­те безработицы (до 6%, если исключить влияние сезонных факторов в мае).

В среднесрочной перспективе развитие ситуации в экономике, по мнению Банка России, будет в значительной степени зависеть от внешнеторговой конъюнктуры: цена нефти в 60 долл. за баррель предполагает сокращение выпуска в 2016 г. на 0,7%, цена в 70 долл. — восстановление на 1,2%, при ценах в диапазоне 63,5—64 долл. за баррель рост, предположительно, будет нулевым.

Наиболее существенным изменением в тоне ЦБ, по мнению аналитиков «ВТБ Капитала», стало появление фразы, что потенциал смягчения денежно-кредитной политики в ближайшие месяцы ограничен инфляционными рисками — это указывает на вероятное замедление темпов нормализации ставок на следую­щем заседании до 50 базовых пунктов — разумеется, при условии отсутствия негативных сюрпризов со стороны инфляции. Аналитики считают, что к 31 июля, то есть следующему заседанию совета директоров, ЦБ ожидает замедления роста потребительских цен до 14,5—14,7%. Более низкий уровень будет означать, что замедление идет опережающими темпами и, соответственно, вероятность понижения ставки опять на 100 базовых пунктов увеличивается. Но реальная процентная ставка в III квартале едва ли опустится ниже 4%.

Аналитики «ВТБ Капитала» особенно обращают внимание на то, что ЦБ в сообщении о снижении ставки не упомянул о процессе пополнения международных резервов, стартовавшего в мае.

«Мы абсолютно не собираемся таргетировать валютный курс, — как бы подтвердила это мнение аналитиков председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, выступившая в четверг утром на Петербургском экономическом форуме. — И все наши решения по ставке мы принимаем исходя из того, чтобы достичь нашей цели по инфляции. Та политика, которую мы сейчас ведем, еще раз хочу подчеркнуть, мы уверены, что она приведет к снижению инфляции до 4%. Инфляция в России в годовом выражении остается достаточно высокой, но темпы месячной инфляции серьезно снизились. Если в январе это было 3,9% в месяц, то в апреле и мае — 0,4—0,5%. Последние недели инфляция держится на уровне 0—0,1%, то есть это тот уровень, который был еще до всех внешних событий. И поэтому мы в качестве перспективы делаем прогнозы и видим, что инфляция будет снижаться. По нашим прогнозам, через год она будет меньше 7%», — заключила председатель ЦБ.

Аналитики «ВТБ Капитала» напоминают, что представители ЦБ не раз заявляли: покупка валюты на открытом рынке не влияет на равновесие валютного рынка и не отражается ни на траектории инфляции, ни на направленности денежно-кредитной политики. По мнению аналитиков, все это говорит о том, что ЦБ может снизить темпы аккумулирования резервов или даже полностью прекратить покупки в ближайшие месяцы — по мере усиления давления на рубль со стороны платежного баланса.

А по мнению Э. Набиуллиной, финансовая система в России и платежный баланс адаптировались к новым экономичес­ким условиям, однако этого нельзя сказать обо всей российской экономике в целом: «пить шампанское» в ЦБ пока рано. «Экономика России достаточно устойчива к санкциям Запада, несмотря на уменьшение потенциала ее роста, и выживет при любом развитии ситуации, — заверила Набиуллина. — Финансовая сис­тема и платежный баланс уже к ним приспособились, а экономика — приспосабливается постепенно. Мы проходим через замену внешних источников финансирования внутренними и развиваем эти источники, мы занимаемся финансовым импортозамещением».