Промышленность: без оптимизма и трагизма

| статьи | печать

Результаты майского опроса Росстатом около 4000 руководителей крупных и средних промышленных предприятий не дают видимых поводов для оптимизма, но и не показывают признаков возможного ускорения темпов спада промышленности по сравнению с преды­дущим месяцем, делают вывод эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Доля респондентов, сообщивших о росте производства по сравнению с предыдущим перио­дом, второй месяц подряд составляет лишь 18%. Это худшие результаты за весь посткризисный (2008—2009 гг.) период, напоминают эксперты ЦКИ. При этом 64% респондентов сообщили о сохранении объемов производства на апрельском уровне.

Уровень спроса на продукцию своих предприятий как «ниже нормального» оценили 38% руководителей (практичес­ки худший результат за весь преды­дущий посткризисный период). При этом 60% участников опроса констатировали нормальный уровень спроса, соответствующий сегодняшней экономической ситуации и складывающейся конъюнктуре.

Ситуация на рынке промышленного труда находится в зоне понижательного тренда последнего года с небольшим фоновым ухудшением. В частности, на 16% предприятий выявлено сокращение персонала. Около 10% увеличили численность, а две трети респондентов сообщили о сохранении численнос­ти на уровне апреля.

Продолжается ухудшение финансовой составляющей на крупных и средних промышленных предприятиях — об этом сообщили почти четверть респондентов. На одном из десяти предприятий финансовая ситуация улучшилась, а на 65% из общей выборки сохранилась на уровне предыдущего месяца.

Наблюдается заметное снижение как текущих темпов рос­та цен, так и инфляционных ожиданий. Причем это относится как к «своим» ценам на отгруженную продукцию, так и к «чужим» на сырье и материалы. Если еще в феврале 2015 г. о росте цен реализации продукции сообщили 25% респондентов, то в отчетном месяце это констатировали лишь 15%. Вместе с тем о предполагаемом повышении своих цен в ближайшие три-четыре месяца сообщили 24% респондентов. В феврале этого года роста цен в ближайшей перспективе ожидали почти 30% руководителей.

Среди факторов, лимитирую­щих производство, на первом месте постоянно находится недостаточный спрос на продукцию предприятий внут­ри страны — 49% респондентов. На втором — неопределенность экономической ситуации (45%). Далее расположились: недостаток финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита и высокий уровень налогообложения — примерно по 40% участников опроса. Затем с большим отрывом идут изношенность и отсутствие оборудования — 26% и недостаток квалифицированных рабочих — 20%.

Эксперты ЦКИ замечают, что около 10% респондентов сообщили об отсутствии на их предприятиях ограничений для ведения бизнеса. Даже если предположить, что большинство из них слукавили при ответе на данный вопрос, размышляют аналитики Центра, видимо, необходимо изучить опыт работы тех реальных предприятий, которые не имеют ограничений в предпринимательстве в сегодняшних экономических условиях.

Средний уровень загрузки мощностей в целом по промышленности сохранил апрельское значение, составив 61%.

Прогнозы респондентов на ближайшие три-четыре месяца не отличаются оптимизмом, но и глубоких провалов не ожидается. Видимо как минимум до начала осени ключевые показатели делового климата в промышленности принципиально не изменятся, сохранив значение апреля 2015 г. с небольшим сокращением темпов спада, полагают эксперты ЦКИ.

Величина основного композитного индикатора исследования — сезонно откорректированного индекса предпринимательской уверенности в отчетном месяце, как и в апреле, составила –7%.

«Если положить на весы положительные и отрицательные факторы, влияющие на динамику промышленного производства в 2015 г., надо признать, что в текущем году нас ожидает отрицательная динамика роста отрасли, со снижением темпов спада к концу года, — прогнозирует директор Цент­ра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Одновременно необходимо отметить, что годовой спад в промышленности будет самым низким среди всех базовых отраслей экономики страны».

По его мнению, если не произойдет очередной прилет «черных лебедей» в виде резкого снижения нефтяных цен, акцентированного падения курса рубля, усиления санкционного давления со стороны западных стран и др., в 2016 г. можно с осторожностью ожидать перехода промышленности в фазу слабого расширения.