В Сочи размышляли, где брать деньги на дорожное строительство

| статьи | печать

Прошедший в Сочи III Международный форум инвесторов и операторов дорожной инфраструктуры, организаторами которого выступили государственная компания «Автодор» и Национальная ассоциация инвесторов и операторов дорожной отрасли при поддержке Министерства транспорта РФ и администрации Краснодарского края, стал еще одним из этапов выполнения Программы развития скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации. В этом году форум был посвящен обсуждению перспектив российского рынка инвестиций дорожной отрасли в условиях сложившейся экономической ситуации.

Программа развития скоростных автомобильных дорог уточняет положения Транспортной стратегии Российской Федерации в части ключевых задач и основных целевых индикаторов деятельнос­ти по развитию скоростных автомобильных дорог на период до 2030 г. Принята программа, как следует из пояснения, для «обеспечения удовлетворения общественного спроса в предоставлении качественной инфраструктурной услуги скоростного автомобильного сообщения с минимальным уровнем стоимостных затрат для государства».

Программа будет реализовываться в основном на принципах государственно-частного партнерства, эффективность которого показали уже реализованные проекты в области дорожного строительства, которые осуществила госкомпания «Автодор». Имеется в виду эксп­луатация скоростных автодорог на платной основе.

Опыт концессионных соглашений

Планируя свою работу в этой части, «Автодор» проводит собственные исследования в части формирования перспективной сети скоростных дорог. А здесь должны учитываться как существующий дорожный трафик, так и прогноз на развитие объемов транспортных потоков в обозримом будущем.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») своей основной целью предполагает формирование в России национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог. Для этого используются различные формы и механизмы концессионных соглашений для привлечения инвестиционных и технологических ресурсов частного сектора, среди которых: контракты жизненного цикла, выпуск инфраструктурных облигаций, привлечение долгосрочных кредитов мировых финансовых институтов, внедрение различных форм оплаты за проезд по магистральным дорогам, включая применение спутниковых технологий, развитие сегмента сопутствующих услуг на магистральных автомобильных дорогах, включая услуги дорожного сервиса, телекоммуникационные услуги, рекламные услуги.

Кстати, бытующее обывательское мнение о том, что с увеличением скорости на автомобильных трассах пропорционально или даже геометрически возрастает аварийность, не выдерживает никакой критики, когда знакомишься со статистикой, приводимой ГК «Автодор» и подтверждае­мой другими независимыми источниками. Как показывает статис­тика «Автодора», на участках автодорог, где максимально разрешенная скорость была увеличена с 90 до 110 км/час, общее количество ДТП снизилось на 34%.

Наверно, для общественнос­ти, а также для автомобилис­тов и транспортников это можно считать главным результатом. Для государства же этот результат важен наряду с тем, что достигаются и другие цели: снижение транспортных издержек в экономике, рост скорости грузодвижения, повышение мобильности и качества жизни населения и т. д.

Расстановка приоритетов

Приоритеты «Автодора» — взаи­модействие с максимальным кругом инвесторов, повышение уровня технологической базы отрасли за счет внедрения инноваций и современных стандартов проектирования и строительства, снижение уровня затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства РФ № 2146-р была утверждена Программа деятельности «Автодора» на долгосрочный период. В соответствии с утвержденной программой инвестиционные вложения гос­компании на 2010—2015 г. запланированы в объеме 1,346 трлн руб. (33,7 млрд евро), из которых 879 млрд руб. (65% вложений) составляют субсидии федерального бюджета, а 468 млрд руб. (35% вложений) — привлекаемые внебюджетные средства.

Конечно, сложившаяся непростая экономическая ситуация вносит свои коррективы в планы «Автодора». Поэтому на мероприятии в Сочи была представлена Программа развития сети скоростных автомагистралей в Российской Федерации, а также рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры в субъектах РФ, создания региональных центров ГЧП, строительства международного транспортного коридора Европа — Западный Китай и многие другие. Но одним из важнейших стало обсуждение перспектив развития рынка инвестиций в дорожную отрасль.

Конкретные соглашения

В деловой программе форума приняли участие российские и зарубежные эксперты транспортной отрасли, строительные и консалтинговые компании, представители международных транспортных институтов, а также ведущие финансовые организации: ОАО «Банк ВТБ», АО «Газпромбанк», ОАО «Сбербанк России». Конечно же, в форуме приняли учас­тие крупнейшие дорожно-строительные организации страны, такие как ПАО «Мостотрест», ЗАО «Трансстроймеханизация», ГК «АРКС», ЗАО «Лидер», ОАО «ДСК Автобан», ЗАО «Институт „Стройпроект“» , ЗАО «КПМГ», ООО «Стройновация», ОАО «Дон­аэродорстрой», ОАО «Стройтрансгаз», ООО «Институт развития автодорожного комплекса».

Кроме всего прочего, на форуме прошла открытая презентация проекта «Строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатация на платной основе скоростной автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург на участке км 58 — км 149 (1 и 2 этап)».

Здесь же, на форуме, госкомпания «Автодор» и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ) подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее установление стратегического партнерства для решения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации.

Сотрудничество «Автодора» и ­ФЦПФ направлено на использование государственно-частного партнерства, содействие привлечению частного капитала и создание схем и финансовых инструментов по привлечению инвестиций для подготовки и реализации регио­нальных дорожных проектов, совместные усилия по подготовке кадров. Соглашение о развитии двусторонних отношений подписали председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах и генеральный директор ­ФЦПФ Александр Баженов.

Кроме того, «Автодор» и Банк «Югра» подписали меморандум о взаимодействии. В рамках подписанного соглашения планируется сотрудничество в области строительства скоростной автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург.

Еще одним важным соглашением стал меморандум о намерениях с Baoli Bitumina Group — одним из мировых лидеров по высокотехнологичному производству современных материалов. В тексте меморандума говорится, что стороны заинтересованы в установлении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в области обмена накопленным опытом и информацией, а также в решении актуальных проблем в дорожной отрасли.

Были рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры российских регионов, государственно-частного партнерства в современных условиях, механизмы финансовой поддержки инфраструктурных проектов со стороны государства, особенности на­ционального рынка ГЧП. В ходе работы двух секций также обсудили механизмы финансовой поддержки инфраструктурных проектов со стороны государства и механизмы ГЧП в современных условиях.

Первые итоги форума

Сразу после завершения форума в Сочи «Автодор» объявил о создании сети региональных центров государственно-частного партнерства совместно с субъектами РФ. Для реализации данной задачи «Автодор» выбрал несколько регионов, в которых начнут свою работу пилотные центры ГЧП. Уже в рамках III Международного форума инвесторов и операторов дорожной инфраструктуры в Сочи были подписаны соглашения о создании центров с Удмуртской Республикой и Краснодарским краем. В ближайшее время будут подписаны соглашения с администрациями Самарской и Томской областей.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по федеральным округам Российской Федерации* (в том числе из общей протяженности дорог на конец года), км


2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

597318,7

624193,6

629124,6

646888,9

664 566

727653,2

925173,3

984573,7

Центральный федеральный округ

133851,5

138688,6

139572,6

146390,7

150292,8

155937,9

207588,5

219098,1

Северо-Западный федеральный округ

71948,8

73291,6

75201,5

75409,1

76 271

78822,5

93853,5

101910,7

Южный федеральный округ

50930,2

51557,3

52644,4

54933,4

55530,3

60767,9

78759,4

86067,3

Северо-Кавказский федеральный округ

28843,7

31068,7

31151,4

32737,4

37728,6

50122,4

59273,1

62535,8

Приволжский федеральный округ

134296,8

145531,6

146670,2

150782,2

155660,9

157776,2

207732,8

214225,1

Уральский федеральный округ

38691,1

39276,2

40343,3

41969,6

42361,9

43159,3

57410,3

69133,6

Сибирский федеральный округ

102674,2

107848,2

106780,4

107365,8

108938,4

142707,8

170084,5

177301,6

Дальневосточный федеральный округ

36082,4

36931,4

36760,8

37300,7

37782,1

38359,2

50471,2

54301,5

*По данным Росавтодора и Росстата (c 2012 г., с учетом протяженности улиц).

ИСТОЧНИК: Росстат